5. ОУП.04 Информатика

ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
КАЛИНИНГРАДСКОЙ
ОБЛАСТИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНА
Я ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ
"КОЛЛЕДЖ
МЕХАТРОНИКИ И
ПИЩЕВОЙ
ИНДУСТРИИ"

Подписано цифровой
подписью:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
КАЛИНИНГРАДСКОЙ
ОБЛАСТИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ
"КОЛЛЕДЖ
МЕХАТРОНИКИ И
ПИЩЕВОЙ ИНДУСТРИИ"
Дата: 2024.05.14 15:19:21
+02'00'

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУП.04 Информатика
15.02.10 Мехатроника и робототехника (по отраслям)

2024 г.

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями
Федерального

государственного

образовательного

стандарта

среднего

общего образования (Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413, ред.
12.08.2022) и Федеральной образовательной программы среднего общего
образования (Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 №371),
предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной
дисциплины с учетом профиля профессионального образования, осваиваемой
специальности ППССЗ 15.02.10 Мехатроника и робототехника (по отраслям),
входящей в укрупненную группу 15.00.00 Машиностроение.

Организация-разработчик: государственное бюджетное учреждение
Калининградской области профессиональная образовательная организация
«Колледж мехатроники и пищевой индустрии»
Разработчик:
Багайскова Анна Владимировна, преподаватель

2

СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
2. РЕЗУЛЬТАТЫ
ДИСЦИПЛИНЫ

ОСВОЕНИЯ

4
УЧЕБНОЙ
5

3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

8

4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

13

5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНОТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНФОРМАТИКА»

14

6. ПЕРСПЕКТИВНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
ИНФОРМАТИКА

16

7. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

24

3

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебной дисциплины является частью основной
профессиональной образовательной программы подготовки специалистов
среднего звена в соответствии с федеральными государственными
образовательными стандартами среднего профессионального образования по
специальности 15.02.10 Мехатроника и робототехника (по отраслям).
Программа
общеобразовательной
учебной
дисциплины
«Информатика»
предназначена
для
изучения
информатики
и
информационно-коммуникационных технологий в профессиональных
образовательных организациях, реализующих образовательную программу
среднего общего образования в пределах освоения основной
профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе
основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих,
служащих и специалистов среднего звена.
Программа учебной дисциплины «Информатика» разработана на
основе федерального государственного образовательного стандарта среднего
общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от
17.05.2012 № 413; на основе Примерной программы общеобразовательной
дисциплины «Информатика» для профессиональных образовательных
организаций, рекомендованной Федеральным государственным автономным
учреждением "Федеральный институт развития образования", протокол № 3
от 21 июля 2015 г., регистрационный номер рецензии 376.
Программа может использоваться другими профессиональными
образовательными
организациями,
реализующими
образовательную
программу среднего общего образования в пределах освоения основной
профессиональной образовательной программы СПО на базе основного
общего образования; программы подготовки квалифицированных рабочих,
служащих; программы подготовки специалистов среднего звена (ППКРС,
ППССЗ).
Содержание
программы
«Информатика»
направлено
на
достижение следующих целей:
•
формирование у обучающихся представлений о роли
информатики и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в
современном
обществе,
понимание
основ
правовых
аспектов
использования компьютерных программ и работы в Интернете;
•
формирование у обучающихся умений осуществлять поиск и
использование информации, необходимой для эффективного выполнения
4

профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
•
формирование
у
обучающихся
умений
применять,
анализировать, преобразовывать информационные модели реальных
объектов и процессов, используя при этом ИКТ, в том числе при изучении
других дисциплин;
•
развитие
у
обучающихся
познавательных
интересов,
интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и
использования методов информатики и средств ИКТ при изучении
различных учебных предметов;
•
приобретение
обучающимися
опыта
использования
информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и
познавательной, в том числе проектной, деятельности;
•
приобретение обучающимися знаний этических аспектов
информационной деятельности и информационных коммуникаций в
глобальных сетях; осознание ответственности людей, вовлеченных в
создание и использование информационных систем, распространение и
использование информации; владение информационной культурой,
способностью анализировать и оценивать информацию с использованием
информационно-коммуникационных технологий, средств образовательных
и социальных коммуникаций
Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
Учебная дисциплина «Информатика» входит в состав обязательной
предметной области «Математика и информатика» ФГОС среднего общего
образования.
В профессиональных образовательных организациях, реализующих
образовательную программу среднего общего образования в пределах
освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебная
дисциплина «Информатика» изучается в общеобразовательном цикле
учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с
получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ).
2.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Освоение содержания учебной дисциплины «Информатика»
обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
•
•
личностных:
чувство гордости и уважения к истории развития и
5

достижениям отечественной информатики в мировой индустрии
информационных технологий;
осознание своего места в информационном обществе;
готовность и способность к самостоятельной и ответственной
творческой
деятельности
с
использованием
информационнокоммуникационных технологий;
умение использовать достижения современной информатики
для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной
профессиональной деятельности, самостоятельно формировать новые для
себя знания в профессиональной области, используя для этого доступные
источники информации;
умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в
командной работе по решению общих задач, в том числе с использованием
современных средств сетевых коммуникаций;
умение управлять своей познавательной деятельностью,
проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития, в
том числе с использованием современных электронных образовательных
ресурсов;
умение выбирать грамотное поведение при использовании
разнообразных средств информационно-коммуникационных технологий
как в профессиональной деятельности, так и в быту;
готовность к продолжению образования и повышению
квалификации в избранной профессиональной деятельности на основе
развития личных информационно-коммуникационных компетенций;
•
метапредметных:
умение определять цели, составлять планы деятельности и
определять средства, необходимые для их реализации;
использование различных видов познавательной деятельности для
решения информационных задач, применение основных методов
познания(наблюдения,
описания,
измерения,
эксперимента)
для
организации учебно-исследовательской и проектной деятельности с
использованием информационно-коммуникационных технологий;
использование различных информационных объектов, с
которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной
сфере в изучении явлений и процессов;
использование различных источников информации, в том числе
электронных библиотек, умение критически оценивать и интерпретировать
информацию, получаемую из различных источников, в том числе из сети
Интернет;
6

умение анализировать и представлять информацию, данную в
электронных форматах на компьютере в различных видах;
умение
использовать
средства
информационнокоммуникационных
технологий
в
решении
когнитивных,
коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований
эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения,
правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
умение публично представлять результаты собственного
исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая
содержание и формы представляемой информации средствами
информационных и коммуникационных технологий;
предметных:
сформированность представлений о роли информации и
информационных процессов в окружающем мире;
владение навыками алгоритмического мышления и понимание
методов формального описания алгоритмов, владение знанием основных
алгоритмических конструкций, умение анализировать алгоритмы;
использование готовых прикладных компьютерных программ
по профилю подготовки;
владение способами представления, хранения и обработки
данных на компьютере;
владение компьютерными средствами представления и анализа
данных в электронных таблицах;
сформированность представлений о базах данных и
простейших средствах управления ими;
сформированность
представлений
о
компьютерноматематических моделях и необходимости анализа соответствия модели и
моделируемого объекта (процесса);
владение типовыми приемами написания программы на
алгоритмическом языке для решения стандартной
задачи с
использованием основных конструкций языка программирования;
сформированность базовых навыков и умений по соблюдению
требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при
работе со средствами информатизации;
понимание
основ
правовых
аспектов
использования
компьютерных программ и прав доступа к глобальным информационным
сервисам;
-

7

применение на практике средств защиты информации от
вредоносных программ, соблюдение правил личной безопасности и этики
в работе с информацией и средствами коммуникаций в Интернете.
-

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.

Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

148

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

144

в том числе:
теоретическое обучение

48

лабораторных и практических занятий

84

Консультации

6

Промежуточной аттестации

6

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

4

Промежуточная аттестация проводится в форме экзамена

Введение
Роль информационной деятельности в современном обществе, его
экономической, социальной, культурной, образовательной сферах.
Значение информатики при освоении специальностей СПО.
1.

Информационная деятельность человека

Основные этапы развития информационного общества. Этапы
развития технических средств и информационных ресурсов.
Практические занятия
Информационные ресурсы общества.
Образовательные информационные ресурсы.
Работа с ними.
Виды профессиональной информационной деятельности человека с
использованием технических средств и информационных ресурсов


8

социально-экономической деятельности (специального ПО, порталов,
юридических баз данных, бухгалтерских систем).

Правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения
в информационной сфере, меры их предупреждения. Электронное
правительство.
Практические занятия
Правовые нормы информационной деятельности.
Стоимостные характеристики информационной деятельности.
Лицензионное программное обеспечение.
Открытые лицензии.
Обзор профессионального образования в социально-экономической
деятельности, его лицензионное использование и регламенты
обновления
(информационные
системы
бухгалтерского
учета,
юридические базы данных).
Портал государственных услуг.
Информация и информационные процессы

Подходы
к
понятию
и
измерению
информации.
Информационные объекты различных видов. Универсальность
дискретного (цифрового) представления информации. Представление
информации в двоичной системе счисления.
Практическое занятие
Дискретное (цифровое) представление текстовой, графической,
звуковой информации и видеоинформации.

Основные информационные процессы и их реализация с
помощью компьютеров: обработка, хранение, поиск и передача
информации.

Принципы обработки информации при помощи компьютера.
Арифметические и логические основы работы компьютера. Алгоритмы и
способы их описания.
Практические занятия
Программный принцип работы компьютера.
Примеры компьютерных моделей различных процессов.
Проведение исследования в социально-экономической сфере на
основе использования готовой компьютерной модели.

Хранение информационных объектов различных видов на
разных цифровых носителях. Определение объемов различных
носителей информации. Архив информации.
Практические занятия
2.

9

Создание архива данных.
Извлечение данных из архива.
Файл как единица хранения информации на компьютере.
Атрибуты файла и его объем.
Учет объемов файлов при их хранении, передаче.
Запись информации на компакт-диски различных видов.
Организация информации на компакт-диске с интерактивным меню.

Управление процессами. Представление об автоматических и
автоматизированных системах управления в социально-экономической
сфере деятельности.
Практические занятия
АСУ различного назначения, примеры их использования.
Демонстрация использования различных видов АСУ на практике в
социально-экономической сфере деятельности.
3.
Средства
технологий

информационных

и

коммуникационных

Архитектура компьютеров. Основные характеристики
компьютеров. Многообразие компьютеров. Многообразие внешних
устройств, подключаемых к компьютеру. Виды программного обеспечения
компьютеров.
Практические занятия
Операционная система.
Графический интерфейс пользователя.
Примеры использования внешних устройств, подключаемых к
компьютеру, в учебных целях. Программное обеспечение внешних
устройств. Подключение внешних устройств к компьютеру и их настройка.
Примеры комплектации компьютерного рабочего места в
соответствии с целями его использования для различных направлений
профессиональной деятельности.

Объединение компьютеров в локальную сеть. Организация
работы пользователей в локальных компьютерных сетях.
Практические занятия
Разграничение прав доступа в сети, общее дисковое пространство в
локальной сети.
Защита информации, антивирусная защита.

Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение.
Практические занятия


10

Эксплуатационные требования к компьютерному рабочему месту.
Профилактические мероприятия для компьютерного рабочего места
в соответствии с его комплектацией для профессиональной деятельности.
4.
Технологии создания и преобразования
информационных объектов
Понятие об информационных системах и автоматизации
информационных процессов.
4. Возможности
настольных издательских систем: создание,
организация и основные способы преобразования (верстки) текста.
Практические занятия
Использование систем проверки орфографии и грамматики.
Создание компьютерных публикаций на основе использования
готовых шаблонов (для выполнения учебных заданий).
Программы-переводчики. Возможности систем распознавания
текстов.
Гипертекстовое представление информации.
4. Возможности
динамических
(электронных)
таблиц.
Математическая обработка числовых данных.
Практические занятия
Использование
различных
возможностей
динамических
(электронных) таблиц для выполнения учебных заданий.
Системы статистического учета (бухгалтерский учет, планирование и
финансы, статистические исследования). Средства графического
представления статистических данных (деловая графика). Представление
результатов выполнения расчетных задач средствами деловой графики.
4. Представление об организации баз данных и системах управления
ими. Структура данных и система запросов на примерах баз данных
различного назначения: юридических, библиотечных, налоговых,
социальных, кадровых и др. Использование системы управления базами
данных для выполнения учебных заданий из различных предметных
областей.
Практические занятия
Формирование запросов для работы с электронными каталогами
библиотек, музеев, книгоиздания, СМИ в рамках учебных заданий из
различных предметных областей.
Электронные коллекции информационных и образовательных
ресурсов, образовательные специализированные порталы.


11

Организация баз данных. Заполнение полей баз данных.
Возможности систем управления базами данных. Формирование запросов
для поиска и сортировки информации в базе данных.
4. Представление о программных средах компьютерной графики,
мультимедийных средах.
Практические занятия
Создание и редактирование графических и мультимедийных
объектов средствами компьютерных презентаций для выполнения учебных
заданий.
Использование презентационного оборудования.
Примеры геоинформационных систем.
5.

Телекоммуникационные технологии

Представления о технических и программных средствах
телекоммуникационных технологий. Интернет-технологии, способы и
скоростные характеристики подключения, провайдер.
Практические занятия
Браузер.
Примеры работы с интернет-магазином, интернет-СМИ, интернеттурагентством, интернет-библиотекой и пр.
Методы и средства сопровождения сайта образовательной
организации.
5. Поиск информации с использованием компьютера. Программные
поисковые сервисы. Использование ключевых слов, фраз для поиска
информации. Комбинации условия поиска.
Практические занятия
Пример поиска информации на государственных образовательных
порталах.
Поисковые системы. Осуществление поиска информации или
информационного объекта в тексте, файловых структурах, базах данных,
сети Интернет.
5. Передача
информации между компьютерами. Проводная и
беспроводная связь.
Практические занятия
Создание ящика электронной почты и настройка его параметров.
Формирование адресной книги.

Возможности сетевого программного обеспечения для
организации коллективной деятельности в глобальных и локальных


12

компьютерных сетях: электронная почта, чат, видеоконференция,
интернет-телефония. Социальные сети. Этические нормы коммуникаций в
Интернете. Интернет-журналы и СМИ.
Практическое занятие
Использование тестирующих систем в учебной деятельности в
локальной сети профессиональной образовательной организации СПО.

Примеры сетевых информационных систем для различных
направлений профессиональной деятельности (системы электронных
билетов, банковских расчетов, регистрации автотранспорта, электронного
голосования, системы медицинского страхования, дистанционного
обучения и тестирования, сетевых конференций и форумов и пр.).
Практическое занятие
Участие в онлайн-конференции, анкетировании, дистанционных
курсах, интернет- олимпиаде или компьютерном тестировании.
4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
При реализации содержания общеобразовательной учебной
дисциплины «Информатика» в пределах освоения ОПОП СПО на базе
основного общего образования с получением среднего общего
образования (ППКРС, ППССЗ) максимальная учебная нагрузка
обучающихся составляет: по специальностям СПО технического,
естественно-научного
и
социальноэкономического
профилей
профессионального образования — 148 часов.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Аудиторные занятия. Содержание обучения
Введение
Информационная деятельность человека
Информация и информационные процессы
Средства информационных и коммуникационных технологий

Количество
часов
2
8
24
20

Технологии создания и преобразования информационных объектов

22

Телекоммуникационные технологии

56

Консультации
Экзамен
Итого
Самостоятельная работа
Всего

6
6
144
4
148
13

5.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНОТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ «ИНФОРМАТИКА»
Освоение
программы
учебной
дисциплины
«Информатика»
предполагает наличие учебного кабинета, в котором имеется возможность
обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в
период вне- учебной деятельности обучающихся.
В состав кабинета информатики входит лаборатория с лаборантской
комнатой, типовое оборудование, учебная мебель и средства обучения.
В состав учебно-методического и материально-технического
обеспечения программы учебной дисциплины «Информатика» входят:
• многофункциональный комплекс преподавателя;
• технические
средства обучения (средства ИКТ): компьютеры
(рабочие станции с CD ROM (DVD ROM); рабочее место педагога с
модемом,
одноранговая
локальная
сеть
кабинета,
Интернет);
периферийное оборудование и оргтехника (принтер на рабочем месте
педагога, сканер на рабочем месте педагога, копировальный аппарат,
гарнитура, веб-камера, цифровой фотоаппарат, проектор и экран);
• наглядные
пособия (комплекты учебных таблиц, плакаты):
«Организация рабочего места и техника безопасности», «Архитектура
компьютера»,
«Архитектура
компьютерных
сетей»,
«Виды
профессиональной
информационной
деятельности
человека
и
используемые инструменты (технические средства и информационные
ресурсы)», «Раскладка клавиатуры, используемая при клавиатурном
письме»,
«История
информатики»;
схемы:
«Моделирование,
формализация, алгоритмизация», «Основные этапы разработки программ»,
«Системы
счисления»,
«Логические
операции»,
«Блок-схемы»,
«Алгоритмические конструкции», «Структуры баз данных», «Структуры
веб-ресурсов», портреты выдающихся ученых в области информатики и
информационных технологии и др.);
• компьютеры
на рабочих местах с системным программным
обеспечением (для операционной системы Windows или операционной
системы
Linux), системами
программирования и
прикладным
программным обеспечением по каждой теме программы учебной
дисциплины «Информатика»;
• печатные и экранно-звуковые средства обучения;
14

• расходные

материалы: бумага, картриджи для принтера и
копировального аппарата, диск для записи (CD-R или CD-RW);
• учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование;
• модели: «Устройство персонального компьютера», «Преобразование
информации в компьютере», «Информационные сети и передача
информации», «Модели основных устройств ИКТ»;
• вспомогательное оборудование;
• комплект технической документации, в том числе паспорта на
средства обучения, инструкции по их использованию и технике
безопасности;
• библиотечный фонд.
• В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические
комплекты (УМК), обеспечивающие освоение учебной дисциплины
«Информатика», рекомендованные или допущенные для использования в
профессиональных
образовательных
организациях,
реализующих
образовательную программу среднего общего образования в пределах
освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования.
• Библиотечный фонд может быть дополнен энциклопедиями по
информатике,
словарями,
справочниками
по
информатике
и
вычислительной технике, научной и научно-популярной литературой и др.
•В
процессе
освоения
программы
учебной
дисциплины
«Информатика» студенты должны иметь возможность доступа к
электронным учебным материалам по информатике, имеющимся в
свободном доступе в сети Интернет (электронным книгам, практикумам,
тестам, материалам ЕГЭ и др.)
Перечень учебных изданий, дополнительной литературы, Интернетресурсов
Для студентов:
Калмыкова Е.А., Кумскова И.А. Информатика: учебник - М.:
Издательский центр Академия, 2012
Астафьева Н.Е., Гаврилова С.А., Цветкова М.С. Информатика и
ИКТ: Практикум для профессий и специальностей технического и
социально-экономического профилей: учеб. пособие для студ.
учреждений сред. проф. образования / под ред. М.С. Цветковой. — М.:
Издательский центр Академия, 2012
Для преподавателей:
Михеева, Е.В, Титова О.И. Информатика: учебник, 7-е издание - М.:
Издательский центр Академия, 2012
15

Михеева Е.В. Практикум по информатике: учебное пособие, 10-е
издание - М.: Издательский центр Академия, 2012
Интернет-ресурсы:
www.fcior.edu.ru
(Федеральный
центр
информационнообразовательных ресурсов — ФЦИОР).
www.school-collection.edu.ru
(Единая
коллекция
цифровых
образовательных ресурсов).
www.intuit.ru/studies/courses (Открытые интернет-курсы «Интуит» по
курсу «Информатика»).
www.lms.iite.unesco.org (Открытые электронные курсы «ИИТО
ЮНЕСКО» по информационным технологиям).
http://ru.iite.unesco.org/publications
(Открытая
электронная
библиотека «ИИТО ЮНЕСКО» по ИКТ в образовании).
www.megabook.ru (Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия, разделы
«Наука / Математика. Кибернетика» и «Техника / Компьютеры и
Интернет»).
www.ict.edu.ru
(портал
«Информационно-коммуникационные
технологии в образовании»).
www.digital-edu.ru (Справочник образовательных ресурсов «Портал
цифрового образования»).
www.window.edu.ru (Единое окно доступа к образовательным
ресурсам Российской Федерации).
www.freeschool.altlinux.ru
(портал
Свободного
программного
обеспечения). www.heap.altlinux.org/issues/textbooks (учебники и пособия
по Linux). www.books.altlinux.ru/altlibrary/openoffice (электронная книга
«ОpenOffice.org: Теория и практика»).
6.

№
урока

ПЕРСПЕКТИВНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ ИНФОРМАТИКА

Тема урока

1
2
Введение (2 час).
1
Роль информационной деятельности в
современном
обществе,
его
экономической,
социальной,
культурной, образовательной сферах.
Значение информатики при освоении
специальностей СПО.

Самостоятельная
внеаудиторная
работа
3
1 часа

д/з

4
Изучение
конспекта

16

Информационная деятельность человека (8
часов)
2-3
Основные
этапы
развития
информационного общества. Этапы
развития
технических
средств
и
информационных ресурсов.
4-5

4 часа
Составление
таблицы «Этапы
развития ЭВМ»

Изучение
конспекта

Доклад по теме
«Профессии,
связанные с
информационные информационной
деятельностью»

Практические занятия
Информационные ресурсы общества.
Образовательные
ресурсы.
Работа с ними.

6-7

8-9

Виды
профессиональной
информационной
деятельности
человека
с
использованием
технических
средств
и
информационных
ресурсов
социально-экономической
деятельности
(специального
ПО,
порталов, юридических баз данных,
бухгалтерских систем).
Правовые нормы, относящиеся к
информации,
правонарушения
в
информационной сфере, меры их
предупреждения.
Электронное
правительство.
Подготовка и
Практические занятия
Правовые нормы информационной презентация
деятельности.
сообщений на тему:
«Возможности
Стоимостные
характеристики портала госуслуг»
информационной деятельности.
Лицензионное
обеспечение.

Изучение
конспекта

программное

Открытые лицензии.
Обзор
профессионального
образования
в
социальноэкономической деятельности, его
лицензионное
использование
и
регламенты
обновления
(информационные
системы
бухгалтерского учета, юридические
базы данных).
Портал государственных услуг.
17

Информация и информационные процессы (24
часов)
10-12
Подходы к понятию и измерению
информации.
Информационные
объекты
различных
видов.
Универсальность
дискретного
(цифрового) представления информации. Представление информации в
двоичной системе счисления.
13-15

16-18

19-21

22-23

12 часов
Решение примеров
в различных
системах счисления

Практическое занятие
Дискретное (цифровое) представление
текстовой, графической, звуковой
информации и видеоинформации.
Основные информационные процессы и
их реализация с помощью компьютеров: обработка, хранение, поиск и
передача информации.

Доработка
практического
материала

Принципы обработки информации при
помощи компьютера. Арифметические
и
логические
основы
работы
компьютера. Алгоритмы и способы их
описания.
Практические занятия
Программный
принцип
работы
компьютера.

Способы описания
алгоритмов,
составление блок
схем на бумажном
носителе
Доработка
практического
материала

Примеры компьютерных
различных процессов.

Изучение
конспекта

Изучение
конспекта

Изучение
конспекта

моделей

Проведение
исследования
в
социально-экономической сфере на
основе
использования
готовой
компьютерной модели.
24-26

27-28

Хранение информационных объектов
различных видов на разных цифровых
носителях.
Определение
объемов
различных носителей информации.
Архив информации.
Практические занятия
Создание архива данных.

Изучение
конспекта

Анализ результатов
ПЗ

Извлечение данных из архива.
Файл
как
единица
хранения
информации на компьютере.
Атрибуты файла и его объем.
18

Учет объемов файлов
хранении, передаче.

при

их

Запись информации на компакт-диски
различных видов.
Организация информации на
компакт-диске с интерактивным
меню.
29-31

Управление процессами. Представление
об автоматических и автоматизированных
системах
управления
в
социально-экономической
сфере
деятельности.

32-33

Практические занятия
АСУ различного назначения,
примеры их использования.

Изучение
конспекта

Подготовка и
презентация
сообщений на тему:
«АСУ на практике»

Демонстрация использования
различных видов АСУ на практике в
социально-экономической сфере
деятельности.
Средства информационных и
10 часов
коммуникационных технологий (20 часов)
34-36
Архитектура компьютеров. Основные Доклад на тему:
характеристики компьютеров. Много- «ПК - ?»
образие компьютеров. Многообразие
внешних устройств, подключаемых к
компьютеру.
Виды
программного
обеспечения компьютеров.
37-40

Изучение
конспекта

Практические занятия
Операционная система.
Графический интерфейс
пользователя.
Примеры использования внешних
устройств, подключаемых к
компьютеру, в учебных целях.
Программное обеспечение внешних
устройств. Подключение внешних
устройств к компьютеру и их
настройка.
Примеры комплектации
компьютерного рабочего места в
19

соответствии с целями его
использования для различных
направлений профессиональной
деятельности.
41-44

45-47

Объединение компьютеров в локальную
сеть. Организация работы пользователей в локальных компьютерных сетях.

Изучение
конспекта
Анализ результатов
ПЗ

Практические занятия
Разграничение прав доступа в сети,
общее дисковое пространство в
локальной сети.
Защита информации, антивирусная
защита.

48-50

51-53

Безопасность, гигиена,
ресурсосбережение.

эргономика,

Практические занятия
Эксплуатационные требования к
компьютерному рабочему месту.

Изучение
конспекта
Анализ результатов
ПЗ

Профилактические мероприятия для
компьютерного рабочего места в
соответствии с его комплектацией
для профессиональной деятельности.
Технологии создания и
преобразования
информационных объектов (22
часа)
54-55
Понятие об информационных системах
и
автоматизации
информационных
процессов.
56-58

59-60

10 часов
Изучение
конспекта

Возможности настольных издательских
систем:
создание,
организация
и
основные
способы
преобразования
(верстки) текста.
Практические занятия
Использование систем проверки
орфографии и грамматики.

Изучение
конспекта

Создание
публикаций,
шаблонов, текстов,
таблиц, блок-схем.

Создание компьютерных публикаций
на основе использования готовых
шаблонов (для выполнения учебных
заданий).
20

Программы-переводчики.
Возможности систем распознавания
текстов.

61-63

64-65

Гипертекстовое представление
информации.
Возможности
динамических
(электронных) таблиц. Математическая
обработка числовых данных.
Практические занятия
Использование различных
возможностей динамических
(электронных) таблиц для
выполнения учебных заданий.

Изучение
конспекта
Создание таблиц,
диаграмм, работа с
формулами.

Системы статистического учета
(бухгалтерский учет, планирование и
финансы, статистические
исследования). Средства
графического представления стати
стических данных (деловая графика).
Представление результатов
выполнения расчетных задач
средствами деловой графики.
66-68

69-70

Представление об организации баз
данных и системах управления ими.
Структура данных и система запросов
на примерах баз данных различного
назначения:
юридических,
библиотечных, налоговых, социальных,
кадровых и др. Использование системы
управления
базами
данных
для
выполнения
учебных
заданий из
различных предметных областей.
Практические занятия

Изучение
конспекта

Создание,
формирование БД

Формирование запросов для работы с
электронными каталогами
библиотек, музеев, книгоиздания,
СМИ в рамках учебных заданий из
различных предметных областей.
Электронные коллекции
информационных и образовательных
ресурсов, образовательные
специализированные порталы.
21

71-73

74-75

Организация баз данных. Заполнение
полей баз данных. Возможности
систем управления базами данных.
Формирование запросов для поиска и
сортировки информации в базе
данных.
Представление о программных средах
компьютерной
графики,
мультимедийных средах.
Практические занятия
Создание и редактирование
графических и мультимедийных
объектов средствами компьютерных
презентаций для выполнения
учебных заданий.

Изучение
конспекта
Создание
редактирование
презентаций

и

Использование презентационного
оборудования.
Примеры геоинформационных
систем.
Телекоммуникационные технологии (56 часа).
76-82
Представления
о
технических
и
программных
средствах
телекоммуникационных
технологий.
Интернет-технологии,
способы
и
скоростные
характеристики
подключения, провайдер.
82-88

Практические занятия
Браузер.

28 часов
Изучение
конспекта

Подготовка доклада
на тему: «Интернет
сегодня и завтра»

Примеры работы с интернетмагазином, интернет-СМИ,
интернет-турагентством, интернетбиблиотекой и пр.

89-94

95-101

Методы и средства сопровождения
сайта образовательной организации.
Поиск информации с использованием
компьютера. Программные поисковые
сервисы.
Использование
ключевых
слов, фраз для поиска информации.
Комбинации условия поиска.
Практические занятия
Пример поиска информации на
государственных образовательных
порталах.

Изучение
конспекта

поиск информации
на
государствен-ных
образователь-ных
порталах.

Поисковые системы. Осуществление
22

102-107

108-113

поиска информации или
информационного объекта в тексте,
файловых структурах, базах данных,
сети Интернет.
Передача
информации
между
компьютерами.
Проводная
и
беспроводная связь.
Практические занятия

Изучение
конспекта
Работа с
электронной почтой

Создание ящика электронной почты и
настройка его параметров.

114-119

120-124

125-128

129-131

132-138
139-144

144-148

Формирование адресной книги.
Возможности сетевого программного
обеспечения для организации коллективной деятельности в глобальных и
локальных
компьютерных
сетях:
электронная
почта,
чат,
видеоконференция, интернет-телефония.
Социальные сети. Этические нормы
коммуникаций в Интернете. Интернетжурналы и СМИ.
Анализ результатов
Практическое занятие
ПЗ
Использование тестирующих систем
в учебной деятельности в локальной
сети профессиональной
образовательной организации СПО.
Примеры сетевых информационных
систем для различных направлений профессиональной деятельности (системы
электронных
билетов,
банковских
расчетов, регистрации автотранспорта,
электронного голосования, системы
медицинского
страхования,
дистанционного
обучения
и
тестирования, сетевых конференций и
форумов и пр.).
Анализ результатов
Практическое занятие
ПЗ
Участие в онлайн-конференции,
анкетировании, дистанционных
курсах, интернет- олимпиаде или
компьютерном тестировании.
Консультации
Экзамен

Изучение
конспекта

Изучение
конспекта

Анализ
результатов
экзамена

Самостоятельная работа

23

7.

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
осуществляется преподавателем в соответствии с Положением о
периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной
аттестации обучающихся.
Результаты освоения учебной
дисциплины

Формы и методы оценки

Презентации,
Самостоятельные
работы,
Знать:
- различные подходы к определению Контрольные работы, Дифференцированный
понятия «информация»;
зачет
методы
измерения
количества
информации: вероятностный и алфавитный;
- знать единицы измерения информации;
назначение
наиболее
распространенных
средств
автоматизации
информационной деятельности (текстовых
редакторов,
текстовых
процессоров,
графических редакторов, электронных таблиц,
баз данных, компьютерных сетей);
- назначение и виды информационных
моделей, описывающих реальные объекты или
процессы;
- использование алгоритма как способа
автоматизации деятельности;
- назначение и функции операционных
систем.
Уметь:
- оценивать достоверность информации,
сопоставляя различные источники;
распознавать
информационные
процессы в различных системах;
использовать
готовые
информационные модели, оценивать их
соответствие реальному объекту и целям
моделирования;
осуществлять
выбор
способа
представления информации в соответствии с
поставленной задачей;
- иллюстрировать учебные работы с
использованием средств информационных
технологий;
- создавать информационные объекты
сложной
структуры,
в
том
числе
гипертекстовые;
24

просматривать,
создавать,
редактировать, сохранять записи в базах
данных;
- осуществлять поиск информации в
базах данных, компьютерных сетях и тд;
- представлять числовую информацию
различными способами (таблица, массив,
график, диаграмма и пр);
соблюдать
правила
техники
безопасности и гигиенические рекомендации
при использовании средств ИКТ использовать
приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для:

эффективной
организации
индивидуального
информационного
пространства;

автоматизации
коммуникационной деятельности;

эффективного
применения
информационных образовательных ресурсов в
учебной деятельности

25


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».