ГОСУДАРСТВЕННОЕ Подписано цифровой
подписью:
БЮДЖЕТНОЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
БЮДЖЕТНОЕ
КАЛИНИНГРАДСКОЙ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОБЛАСТИ
КАЛИНИНГРАДСКОЙ
ПРОФЕССИОНАЛЬНА ОБЛАСТИ
Я
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ
"КОЛЛЕДЖ
"КОЛЛЕДЖ
МЕХАТРОНИКИ И
МЕХАТРОНИКИ И
ПИЩЕВОЙ ИНДУСТРИИ"
ПИЩЕВОЙ
Дата: 2024.05.14
ИНДУСТРИИ"
15:35:10 +02'00'
ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.02. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ, РЕМОНТ И
ИСПЫТАНИЕ МЕХАТРОННЫХ СИСТЕМ
15.02.10 Мехатроника и робототехника (по отраслям)
2024 г.
1
Рабочая программа учебной дисциплины ПМ.02 Техническое
обслуживание узлов и агрегатов мехатронных устройств и систем
разработана
в
соответствии
с
Федеральным
государственным
образовательным стандартом среднего профессионального образования
(далее - ФГОС СПО) по специальности 15.02.10 Мехатроника и
робототехника (по отраслям), входящей в укрупненную группу профессий,
специальностей 15.00.00 Машиностроение.
Организация-разработчик: государственное бюджетное учреждение
Калининградской области профессиональная образовательная организация
«Колледж мехатроники и пищевой индустрии»
Разработчики:
Попова Нина Юрьевна, преподаватель
2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3. УСЛОВИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4. КОНТРОЛЬ
И
ОЦЕНКА
РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ
ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4
9
17
19
3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
Рабочая программа профессионального модуля
является частью
основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по
специальности 15.02.10 Мехатроника и робототехника (по отраслям).
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В результате изучения профессионального модуля студент должен
освоить основной вид деятельности Техническое обслуживание, ремонт и
испытание мехатронных систем и соответствующие ему общие
компетенции и профессиональные компетенции:
1.2.1. Перечень общих компетенций
Код
ОК 01.
ОК 02.
ОК 03.
ОК 05.
ОК 09.
Наименование общих компетенций
Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности,
применительно к различным контекстам
Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации
информации и информационные технологии для выполнения задач
Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное
развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере,
использовать знания по правовой и финансовой грамотности в различных
жизненных ситуациях
Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном
языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и
культурного контекста.
Пользоваться профессиональной документацией на государственном и
иностранном языках
1.2.2. Перечень профессиональных компетенций
Код
ПК 2.1.
ПК 2.2.
ПК 2.3.
Наименование видов деятельности и профессиональных компетенций
Выявлять внешние дефекты узлов и агрегатов мехатронных устройств и
систем в результате их внешнего осмотра
Проверять соответствие диагностируемых параметров узлов, агрегатов и
электронных модулей мехатронных усиройств и систем требованиям
Проводить контроль работоспособности программного обеспечения
электронных устройств управления, приводов и датчиков мехатронных
устройств и систем
4
В результате освоения профессионального модуля студент должен:
Иметь
практический
опыт
выполнять работы по техническому обслуживанию и ремонту
гидравлических и пневматических устройств и систем, электрического и
электромеханического оборудования;
обнаруживать неисправную работу оборудования и принимать меры для
устранения и предупреждения отказов и аварий мехатронных систем;
выполнять работы по устранению недостатков, выявленных в процессе
эксплуатации оборудования;
распознавание сложных проблемных ситуаций в различных контекстах;
проведение анализа сложных ситуаций при решении задач
профессиональной деятельности;
определение этапов решения задачи;
определение потребности в информации;
осуществление эффективного поиска;
выделение всех возможных источников нужных ресурсов, в том числе
неочевидных;
разработка детального плана действий;
оценка рисков на каждом шагу;
оценка плюсов и минусов полученного результата, своего плана и его
реализации, предложение критериев оценки и рекомендации по
улучшению плана;
планирование информационного поиска из широкого набора источников,
необходимого для выполнения профессиональных задач;
проведение анализа полученной информации, выделение в ней главных
аспектов;
структурирование отобранной информации в соответствии с параметрами
поиска;
интерпретация полученной информации в контексте профессиональной
деятельности;
использование актуальной нормативно-правовой документации по
профессии (специальности);
применение современной научной профессиональной терминологии;
определение траектории профессионального развития и
самообразования;
участие в деловом общении для эффективного решения деловых задач;
планирование профессиональной деятельности;
грамотно устно и письменно излагать свои мысли по профессиональной
тематике на государственном языке;
проявление толерантность в рабочем коллективе;
применение в профессиональной деятельности инструкций на
государственном и иностранном языке;
ведение общения на профессиональные темы.
уметь
обеспечивать безопасность работ при ремонте, техническом
обслуживании, контроле и испытаниях оборудования мехатронных
систем;
применять технологии бережливого производства при организации и
выполнении работ по ремонту, техническому обслуживанию, контролю и
испытаниям мехатронных систем;
осуществлять выбор эксплуатационно-смазочных материалов при
обслуживании оборудования;
5
осуществлять технический контроль качества технического
обслуживания;
заполнять маршрутно-технологическую документацию на обслуживание
отраслевого оборудования мехатронных систем;
разрабатывать мероприятия по устранению причин отказов и
обнаружению дефектов оборудования мехатронных систем;
применять соответствующие методики контроля, испытаний и
диагностики оборудования мехатронных систем;
обнаруживать неисправности мехатронных систем;
производить диагностику оборудования мехатронных систем и
определение его ресурсов;
оформлять документацию по результатам диагностики и ремонта
мехатронных систем;
применять технологические процессы восстановления деталей;
производить разборку и сборку гидравлических, пневматических,
электромеханических устройств мехатронных систем;
распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или
социальном контексте;
анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части;
правильно выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для
решения задачи и/или проблемы;
составлять план действия;
определять необходимые ресурсы;
владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных
сферах;
реализовать составленный план;
оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с
помощью наставника);
определять задачи поиска информации;
определять необходимые источники информации;
планировать процесс поиска;
структурировать получаемую информацию;
выделять наиболее значимое в перечне информации;
оценивать практическую значимость результатов поиска;
оформлять результаты поиска;
определять актуальность нормативно-правовой документации в
профессиональной деятельности;
выстраивать траектории профессионального и личностного развития;
организовывать работу коллектива и команды;
взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами;
излагать свои мысли на государственном языке;
оформлять документы;
понимать общий смысл четко произнесенных высказываний на известные
темы (профессиональные и бытовые);
понимать тексты на базовые профессиональные темы;
участвовать в диалогах на знакомые общие и профессиональные темы;
строить простые высказывания о себе и о своей профессиональной
деятельности;
кратко обосновывать и объяснить свои действия (текущие и
планируемые);
писать простые связные сообщения на знакомые или интересующие
профессиональные темы.
6
знать
правила техники безопасности при проведении работ по ремонту,
техническому обслуживанию, контролю и испытаниям мехатронных
систем;
концепцию бережливого производства
классификацию и виды отказов оборудования;
алгоритмы поиска неисправностей;
понятие, цель и виды технического обслуживания;
технологическую последовательность разборки, ремонта и сборки узлов и
механизмов мехатронных систем;
классификацию и виды отказов оборудования;
алгоритмы поиска неисправностей;
виды и методы контроля и испытаний, методику их проведения и
сопроводительную документацию;
стандарты, положения, методические и другие нормативные материалы
по аттестации, испытаниям, эксплуатации и ремонту оборудования
мехатронных систем;
понятие, цель и функции технической диагностики;
методы диагностирования, неразрушающие методы контроля;
понятие, цель и виды технического обслуживания;
физические принципы работы, конструкцию, технические
характеристики, области применения, правила эксплуатации
оборудования мехатронных систем;
порядок проведения стандартных и сертифицированных испытаний;
методы повышения долговечности оборудования;
технологические процессы ремонта и восстановления деталей и
оборудования мехатронных систем;
технологическую последовательность разборки, ремонта и сборки узлов и
механизмов мехатронных систем;
актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором
приходится работать и жить;
основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем
в профессиональном и/или социальном контексте;
алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях;
методы работы в профессиональной и смежных сферах;
структура плана для решения задач;
порядок оценки результатов решения задач профессиональной
деятельности;
номенклатура информационных источников, применяемых в
профессиональной деятельности;
приемы структурирования информации;
формат оформления результатов поиска информации;
содержание актуальной нормативно-правовой документации;
современная научная и профессиональная терминология;
возможные траектории профессионального развития и самообразования;
психология коллектива;
психология личности;
основы проектной деятельности;
особенности социального и культурного контекста;
правила оформления документов;
правила
построения простых
и
сложных
предложений
на
профессиональные темы;
основные общеупотребительные глаголы (бытовая и профессиональная
7
лексика);
лексический минимум, относящийся к описанию предметов, средств и
процессов профессиональной деятельности;
особенности произношения;
правила чтения текстов профессиональной направленности.
1.3. Количество часов, отводимое на освоение профессионального
модуля
Всего часов – 390 часов.
Из них на освоение МДК - 204 часа,
на практики:
учебную - 72 часа;
производственную – 108 часов.
Консультации – 6 часов
Промежуточной аттестации (экзамена) – 6 часов.
8
2. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля
2.1. Структура профессионального модуля
Коды
профес
сионал
ьных
общих
компет
енций
Суммарн
Наименования разделов
ый объем
профессионального модуля нагрузки,
час.
Занятия во взаимодействии с преподавателем, час
Обучение по МДК
Практики
Производстве
нная
Лаборатор
Курсовы
(если
ных и
Всего
х работ
Учебная
предусмотрен
практичес
(проекто
а
ких
в)
рассредоточе
занятий
нная
практика)
4
5
6
7
8
Самостоятел
ьная работа
1
2
3
9
ПК 1.1.
ПК 1.4
МДК.02.01 Техническое
обслуживание узлов и
агрегатов мехатронных
устройств и систем
110
102
60
-
-
-
8
ПК 1.1.
ПК 1.4
МДК.02.02 Техническое
обслуживание
программного обеспечения
мехатронных устройств и
систем
Производственная
практика (по профилю
специальности), часов
(если предусмотрена
итоговая
94
88
46
-
-
-
6
180
-
-
-
72
108
-
(концентрированная)
2.2.
Промежуточной
аттестации (экзамена)
6
-
-
-
-
-
-
Всего:
390
190
106
-
72
108
14
Тематический план и содержание программы профессионального модуля
Наименование
разделов и тем
профессионал
ьного модуля
(ПМ),
междисципли
нарных
курсов (МДК)
Содержание учебного материала, лабораторные работы и
практические занятия, внеаудиторная (самостоятельная)
учебная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если
предусмотрены)
1
2
МДК.02.01 Техническое обслуживание узлов и агрегатов мехатронных устройст и
систем
Введение
Содержание (указывается перечень дидактических единиц темы каждая из которых
отражена в перечне осваиваемых знаний)
Цели и задачи профессионального модуля. Структура профессионального модуля.
Последовательность освоения профессиональных компетенций по модулю
Осваиваемые
элементы
компетенций
Объем
часов
3
110
ОК 1-5, 10, ПК
2.1-2.3
2
10
Тема 1.1.
Технологиче
ское
оборудовани
е и оснастка
автоматизир
ованных
и
мехатронны
х систем
Содержание
1. Механизация и автоматизация производственных процессов. Основные понятия. Этапы
развития механизации и автоматизации различных видов технологического оборудования
2. Общие сведения о технологическом оборудовании и технологических процессах отрасли.
Классификация технологического оборудования, назначение и область применения.
Режимы работы технологического оборудования
3. Типовые механизмы технологического оборудования Базовые детали и узлы
оборудования, виды передач. Классификация, назначение, область применения типовых
механизмов технологического оборудования.
4. Конструктивные особенности автоматизированного оборудования (по отраслям).
Общие сведения о размерных связях составных частей изделия. Понятие базирования
деталей в изделии. Кинематические, гидравлические и пневматические схемы.
Управляемые движения исполнительных органов.
Привод подачи. Системы измерения перемещений исполнительных органов оборудования.
Привод главного движения. Меры безопасности при работе на автоматизированном
оборудовании
5. Особенности эксплуатации автоматизированного технологического оборудования (по
отраслям).
Типовые механизмы, узлы и их назначение.
Принципы работы. Основные типы оборудования отрасли. Технологические основы работы
на автоматизированном оборудовании. Параметры режимов работы для выполнения
различных технологических процессов.
6. Нормативные требования по эксплуатации мехатронных устройств, средств измерений и
автоматизации.
Нормативная документация по порядку эксплуатации автоматизированного оборудования.
Правила технической эксплуатации (ПТЭ), Правила промышленной (производственной)
ОК 1-5, 10, ПК
2.1-2.3
ОК 1-5, 10, ПК
2.1-2.3
ОК 9, 10, ПК
2.1-2.3
28
ОК 9, 10, ПК
2.1-2.3
ОК 1-5, 10, ПК
2.1-2.3
11
безопасности (ППБ), ГОСТ и СНиП.
Практические занятия:
Практическое занятие № 1
Составление кинематической схемы механизмов и узлов автоматизированного
оборудования.
Практическое занятие № 2
Разработка спецификации автоматизированного оборудования для выполнения
определенных технологических процессов.
Практическое занятие № 3
Составлениекартызначенийрежимовработытехнологическогооборудования
Тема 1.2.
Эксплуатаци
я
мехатронны
х систем
Тема 1.3.
Содержание
1.Мехатронныесистемы(МС).КонцепцияпостроенияМС.Предпосылкиразвитияиобласти
примененияМС.Структура и принципы интеграции МС.
ОК 9,5, 10, ПК
2.1-2.3
2.Мехатронныемодулидвижения.
Моторыредукторы.Мехатронныемодуливращательногоилинейногодвижения.Мехатр
онныемодулитипа«двигательрабочийорган».Интеллектуальныемехатронныемодули.
3.Современныемехатронныемодули.
Мобильные роботы. Промышленные роботы и робототехнические комплексы.
Мехатронные станки. Транспортные мехатронные средства.
Практическое занятие № 4
Составление структурной схемы и циклограммы работы обрабатывающей мехатронной
системы.
ОК 9,5, 10, ПК
2.1-2.3
Содержание
30
ОК 1-3, 10, ПК
2.1-2.3
30
12
Системы
управления
мехатронны
ми
системами
1.Системыавтоматическогоуправлениятехнологическим оборудованием.
Общиесведения.Видыуправленияавтоматизированнымоборудованием.Программноеуправле
ние..
2.Сравнительныйанализуниверсальногоавтоматизированногооборудования
Конструктивныеособенности.Алгоритмработы.Эффективностьприменения.Конструкция
икомпонентысистемпрограммногоуправления.
3. Числовоепрограммноеуправлениеавтоматизированнымиимехатроннымисистемами.
Движениеикоррекцияисполнительныхоргановиузловавтоматизированногооборудования.
ФункцииустройствЧПУ.Специализированные программные продукты для комплексной
автоматизации подготовки производства
4. Программирование систему правления автоматизированным оборудованием.
Виды программирования. Организация работы при ручном
вводеграмм.Способыитехническиесредстваподготовкиуправляющихпрограмм.Процедур
ысоставленияуправляющихпрограмм.
5. Использование системCAD/CAM для получения управляющих программ в
автоматическом режиме.
Созданиегеометрическихитехнологическихмоделейдлявыполненияразличныхпроцессов.
Использованиепостпроцессоровавтоматизированногооборудования.
ОК 13,5 9, 10,
ПК 2.1-2.3
ОК 13,5 9, 10, ПК
2.1-2.3
ОК 13,5 9, 10, ПК
2.1-2.3
ОК 13,5 9, 10, ПК
2.1-2.3
ОК 13,5 9, 10, ПК
2.1-2.3
Практическое занятие № 5
Составление алгоритма выполнения технологического процесса на автоматизированном
оборудовании.
Самостоятельная работа обучающегося
1. Работасконспектамизанятий,учебнойиспециальнойтехническойлитературой.
2. Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций
3. Подготовка тематических рефератов по темам:«Конструктивные особенности
приводов станков с ЧПУ», «Технологические приспособления, применяемые на
станках с ЧПУ» и сообщений по темам: «Обличия приводов универсальных станков и
станков с ЧПУ», «Современные многоцелевые мехатронные станки».
8
13
4. Подготовка коллективных комплексных заданий по разделам курса преподавателя:
«Понятие базирования деталей в изделии», оформление результатов практических
занятий, отчётов и подготовка к их защите- по разделам: Кинематические,
гидравлические и пневматические схемы.
5. Работасконспектамизанятий,учебнойиспециальнойтехническойлитературой.
6. Подготовка кпрактическим занятиям с использованием методических рекомендаций
Подготовка тематических рефератов по темам: «Мехатронные системы в
металорежущем производстве», «Мехатронные системы в сборочном производстве» и
сообщений по темам : «Область применения и конструктивные исполнения мотор
шпинделей», «Область применения и конструктивные исполнения транспортных
мехатронных средств».
Консультации
6
Промежуточной аттестации (экзамена)
МДК.02.02 Техническое обслуживание программного обеспечения мехатронных устройств и систем
Тема 2.1.
Настройка и
поднастройк
а сборочого
технологиче
ского
оборудована
я
6
94
Содержание
1. Порядок подготовки сборочного технологического оборудования для сборки партии
ОК 13,5 9, 10, ПК
2.1-2.3
изделий согласно производственного задания
2. Порядок настройки и поднастройки сборочного технологического оборудования для
сборки партии изделий согласно производственного задания
38
ОК 13,5 9, 10, ПК
2.1-2.3
Практическое занятие № 6
Разработка последовательности настройки и поднастройки манипулятора для установки
детали типа вал в базовое отверстие корпуса.
Практическое занятие № 7
Разработка последовательности настройки и поднастройки промышленного робота для
установки детали типа вал в базовое отверстие корпуса.
14
Практическое занятие № 8
Разработка последовательности настройки и поднастройки манипулятора для установки
детали типа втулка в базовое отверстие корпуса.
Практическое занятие № 9
Разработка последовательности настройки и поднастройки промышленного робота для
установки детали типа втулка в базовое отверстие корпуса.
Практическое занятие № 10
Разработка последовательности настройки и поднастройки промышленного робота для
режима автоматической замены исполнительного органа (схвата).
Тема 2.2.
Аппаратно –
программное
обеспечение
систем
автоматичес
кого
управления
и
мехатронны
х систем
Содержание
1. Понятие программного продукта. Назначение и основные возможности программы.
Системные продукты.
ОК 13,5 9, 10, ПК
2.1-2.3
2. Установка программы, ее интеграция в систему, проверка правильности
функционирования
ОК 13,5 9, 10, ПК
2.1-2.3
3. Техническая документация на программный продукт, эксплуатационная документация,
документация пользователя
Практическое занятие № 19
Работа с программами с учетом специфики технологического процесса
Практическое занятие № 20
Работа с технической документацией на программу
Самостоятельная работа обучающегося
7. Работасконспектамизанятий,учебнойиспециальнойтехническойлитературой.
8. Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций
9. Подготовка тематических рефератов по темам:«Конструктивные особенности
приводов станков с ЧПУ», «Технологические приспособления, применяемые на
станках с ЧПУ» и сообщений по темам: «Обличия приводов универсальных станков и
38
ОК 13,5 9, 10, ПК
2.1-2.3
6
15
станков с ЧПУ», «Современные многоцелевые мехатронные станки».
10. Подготовка коллективных комплексных заданий по разделам курса преподавателя:
«Понятие базирования деталей в изделии», оформление результатов практических
занятий, отчётов и подготовка к их защите- по разделам: Кинематические,
гидравлические и пневматические схемы.
11. Работасконспектамизанятий,учебнойиспециальнойтехническойлитературой.
12. Подготовка кпрактическим занятиям с использованием методических рекомендаций
13. Подготовка тематических рефератов по темам: «Мехатронные системы в
металорежущем производстве», «Мехатронные системы в сборочном производстве» и
сообщений по темам : «Область применения и конструктивные исполнения мотор
шпинделей», «Область применения и конструктивные исполнения транспортных
мехатронных средств».
14. Подготовка коллективных комплексных заданий по разделам курса
преподавателя,оформлениерезультатовпопрактическимзанятиям,отчётовиподготовкаки
хзащите- по разделу «Планировка участков ГПС и циклограмма их работы».
15. Работа с конспектамизанятий, учебной и специальной технической литературой.
16. Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций
17. Подготовка тематических рефератов по темам:
«Сравнительныйанализуниверсальногоавтоматизированногооборудования»,
«Конструкция и компоненты систем программного управления» и сообщений по
темам:
«Движениеикоррекцияисполнительныхоргановиузловавтоматизированногооборудован
ия»
18. Работа с конспектами занятий, учебной и специальной технической литературой.
19. Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций
20. Подготовка тематических рефератов по темам : «Сборочное оборудование для
сборки элементов датчиковой аппаратуры методом запрессовки», «Размерная
настройка техологическиих приспособлений, применяемых на сборочных операциях
станках с ЧПУ» и сообщений по темам : «Прядок применения направляющей
технологической оснастки при сборке элементов датчиковой аппаратуры Обличия
приводов универсальных станков и станков с ЧПУ», «Современные многоцелевые
мехатронные станки».
16
21. Подготовка коллективных комплексных заданий по разделам курса преподавателя:
«Базирования деталей в изделии при сборке» оформление результатов практических
занятий, отчёт о подготовках защите по разделу: Порядок применения сборочного
технологического оборудования
22. Работа с конспектами занятий, учебной и специальной технической литературой
23. Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций
Консультации
Промежуточной аттестации (экзамена)
Учебная практика раздела 1
1. Виды работ
2. Освоение методов создания управляющих программ для автоматических и мехатронных систем с
использованием интегрированных технологий CAD/CAM;
3. эксплуатация учебных автоматизированных и мехатронных систем;
4. выполнение работ по программированию учебного технологического оборудования, оснащённого
интегрированной системой CAD/CAM
Производственная практика раздела 1 (если предусмотрено рассредоточенное
прохождение практики)
Виды работ
участие в организации работ по производственной эксплуатации и обслуживанию
автоматических и мехатронных систем;
5. участие в организации работ по программированию автоматизированного оборудования в условиях
предприятия;
6. оформление технологической документации для различных автоматизированных технологических
процессов;
7. ознакомление с организацией и деятельностью служб контроля качества на предприятии;
8. участие в выборке продукции и оценке её качества;
9. проведение расчётов по режимам работы автоматизированного оборудования.
Всего:
6
6
72
108
390
.
17
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССНАЛЬНОГО
МОДУЛЯ
3.1.
Реализация
программы
профессионального
модуля
предусматривает наличие следующих специальных помещений:
Оборудование учебного кабинета «Мехатронных робототехнических
комплексов»
• рабочее место преподавателя;
• рабочие места по количеству обучающихся;
• наглядные
пособия
(образцы,
плакаты,
учебные
модели,
мехатронные модули и узлы, учебные стенды);
• комплект
деталей, инструментов, приспособлений и узлов
автоматизации, приборов и устройств, контрольно- измерительной
аппаратуры, инструментов, приспособлений;
• комплект бланков технологической документации.
• комплект приспособлений и узлов автоматизации, приборов и
устройств, контрольно- измерительной аппаратуры, инструментов,
приспособлений.
Технические средства обучения:
• компьютеры с лицензионным программным обеспечением;
• электронные лаборатории;
• мультимедиапроектор;
• интерактивная доска;
• наглядные пособия
• лицензионное
программное
обеспечение:
• Autodes AutoCAD, Autodesk Inventor, CAD/CAM
KELLER, SL, MTS;
• DVD-фильмы.
система
ADEM,
Лаборатория мехатроники (автоматизации производства):
Лабораторные стенды для изучения основ автоматизации производства на
базе электрических, пневматических и гидравлических приводов (не менее, чем
на 12 обучающихся) включающие:
- учебные мехатронные станции, в собранном виде;
не менее 8 типов, с возможностью объединения в линию;
- мобильные основания для мехатронных станций;
- соединители для мехатронных станций;
- распределенная система управления станциями на основе ПЛК
промышленного образца в учебном исполнении;
- малошумный лабораторный компрессор;
- система сбора данных с интерфейсом подключения к ПК;
- программное обеспечение для программирования ПЛК и HMI панелей
оператора.
Учебное программное обеспечение для 3D моделирования и симуляции
работы мехатронных станций.
Интерактивные электронные средства обучения.
Персональный компьютер или ноутбук.
Набор инструмента (отвертки, шестигранные ключи, мультиметр, резак
для пневматических шлангов).
Требования к оснащению баз практик
1.Пневматические или гидравлические, или электрические приводы.
2. Программируемые логические контроллеры (ПЛК)
3.Конвейерные линии
4.Промышленные роботы (манипуляторы)
5.Контрольно-измерительные приборы
6.HMI панели(панели оператора)
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной
организации предусматривает печатные и/или электронные образовательные и
информационные
ресурсы,
рекомендуемые
для
использования
в
образовательном процессе.
3.2.1. Печатные издания
1. 1. Акимова Н.А., Котеленец Н.Ф., Сентюрихин Н.И. Монтаж, техническая
эксплуатация и ремонт электрического и электромеханического оборудования:
учебник – М.: ОИЦ «Академия», 2013г.
2. Быков А.В., Гаврилов В.Н., Рыжкова Л.М., Фадеев В.Я., Чемпинский Л.А.
Компьютерные чертежно-графические системы для разработки
конструкторской и технологической документации в машиностроении:
Учебное пособие для нач. проф. образования/Под общей редакцией
Чемпинского Л.А. - М.: Издательский центр "Академия", 2012г.
3. Технология машиностроения. Основы проектирования на ЭВМ : учеб.
пособие / О. В. Таратынов, В. В. Клепиков, Б. М. Базров. — М. : ФОРУМ, 2017.
— 608 с.
19
КарташовГ.Б.,ДмитриевА.В.ОсновыработынастанкахсЧПУ.–
М.:Дидактическиесистемы,2012.
5. Клюев А.С. Монтаж средств измерений и автоматизации: справочник – М:
Энергоатомиздат, 2012г.
6. Шишмарёв В.Ю. Автоматика. Учебник для среднего профессионального
образования. – М.:Издательский центр «Академия», 2016. -288 с.
7. Технология машиностроения. Высокоэнергетические и комбинированные
методы обработки: Учебное пособие / Аверьянова И.О., Клепиков В.В. М.:Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 304 с.
8. Технология машиностроения: Учебник / Клепиков В.В., Бодров А.Н., - 2-е
изд. - М.:Форум, ИНФРА-М Издательский Дом, 2016. - 864 с.
9. Курсовое проектирование деталей машин: Учебное пособие/Чернавский С.
А., Боков К. Н., Чернин И. М., 3-е изд., перераб. и доп. - М.: НИЦ ИНФРА-М,
2016. - 414 с.
10. Автоматизация производственных процессов в машиностроении : учеб.
пособие / Е.Э. Фельдштейн, М.А. Корниевич. — Минск : Новое знание ; М. :
ИНФРА-М, 2017. — 264 с.
4.
3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы)
1.Надёжностьсистемавтоматизации:конспектлекций[Электронныйресур
с].–Режимдоступа:
http://gendocs.ru/v37929/лекции_автоматизация_технологических_процессов_
и_ про-изводств
2. Проектирование систем автоматизации технологических процессов:
Справочное пособие/А.С.Клюев, Б.В.Глазов, А.Х.Дубровский, А.А.Клюев:
Энергоатомиздат, 2013.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а
также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов.
Код и наименование
профессиональных и
общих компетенций,
формируемых в
Критерии оценки
Методы оценки
20
рамках модуля
ПК 2.1
Выявлять внешние
дефекты узлов и
агрегатов
мехатронных
устройств и систем в
результате их
внешнего осмотра
ПК 2.2
Проверять
соответствие
диагностируемых
параметров узлов,
агрегатов и
электронных
модулей
мехатронных
усиройств и систем
требованиям
Практический опыт:
выполнять работы по техническому
обслуживанию и ремонту гидравлических и
пневматических устройств и систем,
электрического и электромеханического
оборудования.
Умения:
обеспечивать безопасность работ при ремонте,
техническом обслуживании, контроле и
испытаниях оборудования мехатронных систем;
применять технологии бережливого производства
при организации и выполнении работ по ремонту,
техническому обслуживанию, контролю и
испытаниям мехатронных систем;
осуществлять выбор эксплуатационно-смазочных
материалов при обслуживании оборудования;
осуществлять технический контроль качества
технического обслуживания;
заполнять маршрутно-технологическую
документацию на обслуживание отраслевого
оборудования мехатронных систем.
Знания:
правила техники безопасности при проведении
работ по ремонту, техническому обслуживанию,
контролю и испытаниям мехатронных систем;
концепцию бережливого производства;
классификацию и виды отказов оборудования;
алгоритмы поиска неисправностей;
понятие, цель и виды технического обслуживания;
технологическую последовательность разборки,
ремонта и сборки узлов и механизмов
мехатронных систем.
Практический опыт:
обнаруживать неисправную работу оборудования
и принимать меры для устранения и
предупреждения отказов и аварий мехатронных
систем
Умения:
разрабатывать мероприятия по устранению
причин отказов и обнаружению дефектов
оборудования мехатронных систем;
применять соответствующие методики контроля,
испытаний и диагностики оборудования
мехатронных систем;
обнаруживать неисправности мехатронных
систем;
производить диагностику оборудования
мехатронных систем и определение его ресурсов;
оформлять документацию по результатам
диагностики и ремонта мехатронных систем.
Знания:
Практическая
работа
Лабораторная
работа
Тестирование
Практическая
работа
Лабораторная
работа
Тестирование
21
ПК 2.3.
Проводить контроль
работоспособности
программного
обеспечения
электронных
устройств
управления,
приводов и датчиков
мехатронных
устройств и систем
ОК 01.
Выбирать способы
решения задач
профессиональной
деятельности,
применительно к
различным
контекстам
классификацию и виды отказов оборудования;
алгоритмы поиска неисправностей;
виды и методы контроля и испытаний, методику
их проведения и сопроводительную
документацию;
стандарты, положения, методические и другие
нормативные материалы по аттестации,
испытаниям, эксплуатации и ремонту
оборудования мехатронных систем;
понятие, цель и функции технической
диагностики;
методы диагностирования, неразрушающие
методы контроля;
понятие, цель и виды технического обслуживания;
физические принципы работы, конструкцию,
технические характеристики, области применения,
правила эксплуатации оборудования мехатронных
систем;
порядок проведения стандартных и
сертифицированных испытаний;
методы повышения долговечности оборудования.
Практический опыт:
выполнять работы по устранению недостатков,
выявленных в процессе эксплуатации
оборудования.
Умения:
применять технологические процессы
восстановления деталей;
производить разборку и сборку гидравлических,
пневматических, электромеханических устройств
мехатронных систем.
Знания:
технологические процессы ремонта и
восстановления деталей и оборудования
мехатронных систем;
технологическую последовательность разборки,
ремонта и сборки узлов и механизмов
мехатронных систем.
Умения:
распознавать задачу и/или проблему в
профессиональном и/или социальном контексте;
анализировать задачу и/или проблему и выделять
её составные части; определять этапы решения
задачи;
выявлять и эффективно искать информацию,
необходимую для решения задачи и/или
проблемы;
составить план действия; определить необходимые
ресурсы;
владеть актуальными методами работы в
профессиональной и смежных сферах;
реализовать составленный план;
Практическая
работа
Лабораторная
работа
Тестирование
Практические
занятия
Ситуационные
задания
22
ОК 02.
Использовать
современные
средства поиска,
анализа и
интерпретации
информации и
информационные
технологии для
выполнения задач
ОК 03.
Планировать
и
реализовывать
собственное
профессиональное и
личностное развитие,
предпринимательску
ю деятельность
в
профессиональной
сфере, использовать
знания по правовой и
финансовой
грамотности
в
различных
жизненных
ситуациях.
ОК 04.
Эффективно
взаимодействовать и
работать в
коллективе и
команде
оценивать результат и последствия своих действий
(самостоятельно или с помощью наставника).
Знания:
актуальный профессиональный и социальный
контекст, в котором приходится работать и жить;
основные источники информации и ресурсы для
решения задач и проблем в профессиональном
и/или социальном контексте;
алгоритмы выполнения работ в профессиональной
и смежных областях; методы работы в
профессиональной и смежных сферах;
структуру плана для решения задач; порядок
оценки результатов решения задач
профессиональной деятельности
Умения:
определять задачи поиска информации;
определять необходимые источники информации;
планировать процесс поиска;
структурировать получаемую информацию;
выделять наиболее значимое в перечне
информации;
оценивать практическую значимость результатов
поиска;
оформлять результаты поиска
Знания:
номенклатура информационных источников
применяемых в профессиональной деятельности;
приемы структурирования информации;
формат оформления результатов поиска
информации
Умения:
определять актуальность нормативно-правовой
документации в профессиональной деятельности;
выстраивать траектории профессионального и
личностного развития
Знания:
содержание актуальной нормативно-правовой
документации;
современная научная и профессиональная
терминология; возможные траектории
профессионального развития и самообразования
Умения:
организовывать работу коллектива и команды;
взаимодействоватьс коллегами, руководством,
клиентами
Знания:
психология коллектива; психология личности;
Тестирование
Собеседование
Экзамен
Практические
занятия
Тестирование
Собеседование
Экзамен
Практические
занятия
Тестирование
Собеседование
Экзамен
Практические
занятия
Деловая игра
Тестирование
Собеседование
23
ОК 05.
Осуществлять
устную и
письменную
коммуникацию на
государственном
языке Российской
Федерации с учетом
особенностей
социального и
культурного
контекста.
ОК 9.
Пользоваться
профессиональной
документацией на
государственном и
иностранном языках
основы проектной деятельности
Умения:
излагать свои мысли на государственном языке;
оформлять документы.
Экзамен
Практические
занятия
Знания:
особенности социального и культурного
контекста; правила оформления документов.
Тестирование
Собеседование
Экзамен
Умения:
применять средства информационных технологий
для решения профессиональных задач;
использовать современное программное
обеспечение
Экспертная
оценка
результатов
деятельности
студентов при
выполнении и
защите
практических и
лабораторных
работ
Тестирование
Знания:
современные средства и устройства
информатизации;
порядок их применения и программное
обеспечение в профессиональной деятельности.
24