Редакция 1
Положение
Положение о внутренней системе оценки качества образования
ГОСУДАРСТВЕННОЕ Подписано цифровой
подписью:
БЮДЖЕТНОЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
БЮДЖЕТНОЕ
КАЛИНИНГРАДСКОЙ УЧРЕЖДЕНИЕ
КАЛИНИНГРАДСКОЙ
ОБЛАСТИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНА ОБЛАСТИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
Я ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ
"КОЛЛЕДЖ
"КОЛЛЕДЖ
МЕХАТРОНИКИ И
МЕХАТРОНИКИ И
ПИЩЕВОЙ ИНДУСТРИИ"
ПИЩЕВОЙ
Дата: 2023.08.09 14:37:13
ИНДУСТРИИ"
+02'00'
ПОЛОЖЕНИЕ
о внутренней системе оценки качества
образования в ГБУ Калининградской
области ПОО «Колледж мехатроники и
пищевой индустрии»
стр. 1 из 30
Редакция 1
Положение
Положение о внутренней системе оценки качества образования
1.
Общие положения
1.1. Настоящее Положение о внутренней системе оценки качества
образования в ГБУ Калининградской области ПОО «Колледж мехатроники и
пищевой индустрии» (далее - Колледж) разработано в соответствии с
федеральными нормативными актами:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (с последующими изменениями);
- Приказ Минобрнауки России от 14.06.2013 № 464 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
образовательным программам среднего профессионального образования» (с
последующими изменениями);
- Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования» (с последующими изменениями);
- Приказ Минпросвещения России от 09.12.2016 № 1550 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
среднего профессионального образования по специальности 15.02.10
Мехатроника и мобильная робототехника (по отраслям)» (Зарегистрировано в
Минюсте России 26.12.2016 № 44976);
- Приказ Минпросвещения России от 18.05.2022 № 343 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта среднего
профессионального образования по специальности 19.02.12 Технология
продуктов питания животного происхождения»;
- Приказ Минпросвещения России от 09.12.2016 № 1568 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
среднего профессионального образования по специальности 23.02.07
Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов
автомобилей» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.12.2016 № 44946);
- Приказ Минпросвещения России от 09.12.2016 № 1569 (ред. от
17.12.2020)
«Об
утверждении
федерального
государственного
образовательного стандарта среднего профессионального образования по
профессии 43.01.09 Повар, кондитер» (Зарегистрировано в Минюсте России
22.12.2016 № 44898);
- Приказ Минобрнауки России от 09.12.2016 № 1569 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта среднего
стр. 2 из 30
Положение
Редакция 1
Положение о внутренней системе оценки качества образования
профессионального образования по специальности 43.02.15.Поварское и
кондитерское дело»;
- Приказ Минпросвещения России от 08.11.2021 № 800 «Об утверждении
Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным
программам среднего профессионального образования»;
- Приказ Минпросвещения России от 29.11.2021 № 869 «Об утверждении
аккредитационных показателей по образовательным программам среднего
профессионального образования»;
- Приказ Минобрнауки России от 14.06.2013 № 462 «Об утверждении
Порядка проведения самообследования образовательной организацией» (с
последующими изменениями);
- Приказ Минобрнауки России от 10.12.2013 № 1324 «Об утверждении
показателей деятельности образовательной организации, подлежащей
самообследованию» (с последующими изменениями);
- Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении
порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ»;
- Приказ Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н «Об
утверждении ЕКС должностей руководителей, специалистов и служащих,
раздел «Квалификационные характеристики должностей работников
образования»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных
правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил
и норм СанПиН.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания»;
- локальными актами образовательной организации, регламентирующими
реализацию процедур контроля и оценки качества образования в ГБУ
Калининградской области ПОО «Колледж мехатроники и пищевой индустрии»
(по вопросам периодичности и порядка текущего контроля успеваемости,
промежуточной и итоговой аттестации обучающихся).
1.2. Положение о внутренней системе оценки качества образования
(далее – ВСОКО) определяет цели, задачи, принципы внутренней системы
стр. 3 из 30
Положение
Редакция 1
Положение о внутренней системе оценки качества образования
оценки качества образования в колледже, ее организационную и
функциональную структуру, объекты и предметы ВСОКО.
1.3. ВСОКО представляет собой совокупность организационных
структур, норм и правил, диагностических и оценочных процедур,
обеспечивающих на единой основе оценку качества образовательных
результатов, качество реализации образовательного процесса, качество
условий, обеспечивающих образовательную деятельность с учетом запросов
основных участников образовательных отношений.
1.4. В настоящем Положении используются следующие термины и
сокращения:
• качество образования – комплексная характеристика образовательной
деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их
соответствия федеральным государственным образовательным стандартам,
федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического
или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная
деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов
образовательной программы;
• оценка в системе образования – комплексное аналитическое
отслеживание
процессов,
определяющих
количественно-качественные
изменения качества образования, результатом которого является установление
степени соответствия измеряемых образовательных результатов и условий их
достижения общепризнанной, зафиксированной в нормативных документах и
локальных актах системе государственно-общественных требований к качеству
образования, а также личностным ожиданиям обучающихся;
• внутренняя система оценки качества образования – целостная
система реализуемых колледжем, оценочных процедур, а также совокупность
организационных структур и локальных нормативных актов, обеспечивающая
управление качеством образования.
• экспертиза – всестороннее
образовательного процесса, условий
деятельности;
изучение и анализ состояния
и результатов образовательной
• измерение – метод регистрации состояния качества образования, а
также оценка уровня образовательных достижений с помощью контрольноизмерительных материалов (контрольных работ, тестов, анкет и др.), которые
имеют стандартизированную форму и содержание которых соответствует
реализуемым образовательным программам;
стр. 4 из 30
Положение
Редакция 1
Положение о внутренней системе оценки качества образования
• критерий – признак, на основании которого производится оценка и
который конкретизируется в показателях – совокупности характеристик,
позволяющих отразить уровень достижения критерия.
ВСОКО - внутренняя система оценки качества образования
ПОО – профессиональная образовательная организация
ГИА – государственная итоговая аттестация;
ДЭ – демонстрационный экзамен;
ОП СПО – образовательная программа среднего профессионального
образования.
2.
Основные цели, задачи, функции и принципы ВСОКО
2.1. Цели ВСОКО:
- формирование единой объективной системы диагностики и контроля
состояния образования, обеспечивающей определение факторов, влияющих на
качество образования в Колледже и своевременное выявление его изменений;
- получение объективной информации о функционировании и развитии
системы образования в Колледже, тенденциях его изменения и причинах,
влияющих на его уровень;
- предоставление всем участникам образовательных отношений и
общественности достоверной информации о качестве образования;
- принятие обоснованных и своевременных управленческих решений по
совершенствованию образования и повышение уровня информированности
потребителей образовательных услуг при принятии таких решений;
- прогнозирование развития образовательной системы Колледжа.
2.2. Задачи ВСОКО:
- формирование единого понимания критериев оценки качества
образования и подходов к его измерению;
- формирование системы аналитических критериев и показателей,
позволяющей эффективно реализовывать основные цели оценки качества
образования;
- формирование ресурсной базы и обеспечение функционирования
образовательной статистики и мониторинга качества образования;
- осуществление самообследования состояния развития и эффективности
деятельности;
- определение степени соответствия условий организации и
осуществления образовательной деятельности государственным требованиям;
стр. 5 из 30
Положение
Редакция 1
Положение о внутренней системе оценки качества образования
- определение степени соответствия образовательных программ
нормативным
требованиям
и
запросам
основных
потребителей
образовательных услуг;
- обеспечение доступности качественного образования;
- оценка уровня индивидуальных образовательных достижений
обучающихся;
- определение в рамках мониторинговых исследований степени
соответствия качества образования ФГОС СОО и ФГОС СПО;
- выявление факторов, влияющих на качество образования;
- содействие повышению квалификации преподавателей, принимающих
участие в процедурах оценки качества образования;
- расширение общественного участия в управлении образованием в
колледже.
2.3. В основу ВСОКО положены следующие принципы:
- объективности, достоверности, полноты и системности информации о
качестве образования;
- реалистичности требований, норм и показателей качества образования,
их социальной и личностной значимости, учета индивидуальных особенностей
развития отдельных обучающихся при оценке результатов их обучения и
воспитания;
- открытости, прозрачности процедур оценки качества образования;
- инструментальности и технологичности используемых показателей (с
учетом существующих возможностей сбора данных, методик измерений,
анализа и интерпретации данных, подготовленности потребителей к их
восприятию);
- минимизации системы показателей с учетом потребностей разных
уровней управления;
- взаимного дополнения оценочных процедур, установления между ними
взаимосвязей и взаимозависимости;
- качества и надежности средств оценки образовательных достижений;
- доступности информации о состоянии и качестве образования для
различных групп потребителей;
- рефлексивности, реализуемой через включение педагогов в самоанализ
и самооценку деятельности с опорой на объективные критерии и показатели;
повышения потенциала внутренней оценки, самооценки, самоанализа каждого
преподавателя;
- оптимальности использования источников первичных данных для
определения показателей качества и эффективности образования (с учетом
возможности их многократного использования);
стр. 6 из 30
Редакция 1
Положение
Положение о внутренней системе оценки качества образования
- соблюдения морально-этических норм при проведении процедур оценки
качества образования в Колледже.
2.4. Основные функции ВСОКО:
- аналитическое сопровождение управления качеством обучения и
воспитания обучающихся;
- экспертиза, диагностика, оценка и прогноз основных тенденций
развития Колледжа;
- информационное обеспечение управленческих решений по проблемам
повышения качества образования;
- обеспечение внешних пользователей (представителей исполнительной и
законодательной власти, работодателей, представителей общественных
организаций и СМИ, родителей, широкой общественности) информацией о
развитии Колледжа, разработка соответствующей системы информирования
внешних пользователей.
3.
Организационная структура ВСОКО
3.1. Организационная структура, занимающаяся внутренней оценкой,
экспертизой качества образования и интерпретацией полученных результатов,
включает в себя администрацию Колледжа, педагогический совет,
методический совет, методические объединения преподавателей.
3.2. Администрация Колледжа:
- формирует, утверждает приказом директора Колледжа и контролирует
исполнение настоящего положения и приложений к нему;
- разрабатывает мероприятия и готовит предложения, направленные на
совершенствование системы ВСОКО Колледжа, участвует в этих
мероприятиях;
- обеспечивает на основе образовательных программ СПО проведение в
Колледж контрольно-оценочных процедур, мониторинговых, социологических
и статистических исследований по вопросам качества образования;
- организует систему мониторинга качества образования в Колледже,
осуществляет сбор, обработку, хранение и предоставление информации о
состоянии и динамике развития; анализирует результаты оценки качества
образования на уровне образовательной организации;
- организует изучение информационных запросов основных
пользователей системы оценки качества образования;
- обеспечивает предоставление информации о качестве образования на
региональный уровень системы оценки качества образования; формирует
информационно-аналитические материалы по результатам оценки качества
стр. 7 из 30
Положение
Редакция 1
Положение о внутренней системе оценки качества образования
образования (анализ работы Колледжа за учебный год, самообследование,
публичный доклад и др.);
- принимает управленческие решения по развитию качества образования
на основе анализа результатов, полученных в процессе реализации ВСОКО.
3.3. Педагогический совет Колледжа:
- содействует определению стратегических направлений развития
системы образования в Колледже;
- содействует реализации принципа общественного участия в управлении
образованием в Колледже;
- принимает участие в формировании информационных запросов
основных пользователей системы оценки качества образования Колледжа; в
обсуждении системы показателей, характеризующих состояние и динамику
развития системы образования; в экспертизе качества образовательных
результатов, качества организации и осуществления образовательной
деятельности, качества условий организации образовательной деятельности; в
оценке качества и результативности труда педагогических работников;
- содействует организации работы по повышению квалификации
педагогических работников, развитию их творческих инициатив;
- заслушивает информацию и отчеты педагогических работников,
доклады представителей организаций и учреждений, взаимодействующих с
колледжем по вопросам образования и воспитания обучающихся, в т. ч.
сообщения о проверке соблюдения санитарно-гигиенического режима в
образовательной организации, об охране труда, здоровья и жизни обучающихся
и другие вопросы образовательной деятельности образовательной организации;
- принимает решение о перечне учебных дисциплин, выносимых на
промежуточную аттестацию по результатам учебного года.
3.4. Методический совет Колледжа и методические объединения
преподавателей:
- участвуют в разработке методик оценки качества образования, системы
показателей, характеризующих состояние и динамику развития Колледжа,
критериев оценки результативности профессиональной деятельности педагогов
образовательной организации;
- проводят экспертизу организации, содержания и результатов
промежуточной и государственной итоговой аттестации обучающихся и
формируют предложения по их совершенствованию;
- готовят предложения для администрации по выработке управленческих
решений по результатам оценки качества образования на уровне Колледжа.
стр. 8 из 30
Положение
Редакция 1
Положение о внутренней системе оценки качества образования
3.5. Совет Колледжа осуществляет общественный контроль за качеством
образования и образовательной деятельностью образовательной организации в
формах общественного наблюдения, общественной экспертизы.
4.
Реализация внутренней оценки качества образования
4.1. Реализация внутренней оценки качества образования осуществляется
на основе нормативных актов Российской Федерации, регламентирующих
реализацию всех процедур контроля и оценки качества образования.
4.2. Мероприятия по реализации целей и задач ВСОКО планируются и
осуществляются на основе проблемного анализа образовательной деятельности
колледжа, определения методологии, технологии и инструментария оценки
качества образования.
4.3. Оценка качества образования осуществляется посредством:
- лицензирования образовательной деятельности;
- государственной аккредитации образовательной деятельности;
- федерального государственного контроля (надзора) в сфере
образования;
- государственной итоговой аттестации выпускников;
- международных исследований оценки качества образования (PISA);
- Всероссийских проверочных работ (ВПР);
- системы внутреннего контроля;
- аттестации педагогических работников;
- самообследования;
- мониторинга качества образования;
- профессионально-общественной аккредитации образовательных
программ СПО.
4.4. В качестве источников данных для оценки качества образования
используются:
- образовательная статистика;
- текущий контроль успеваемости;
- промежуточная аттестация;
- государственная итоговая аттестация;
- мониторинговые исследования;
- социологические и статистические исследования;
- посещение учебных занятий и внеклассных мероприятий;
- данные электронного журнала.
4.5. Объектами ВСОКО являются:
- Качество образовательных результатов;
стр. 9 из 30
Положение
Редакция 1
Положение о внутренней системе оценки качества образования
- Качество организации и осуществления образовательной деятельности;
- Качество условий, обеспечивающих образовательную деятельность.
4.6. Предметами ВСОКО являются:
4.6.1. Качество образовательных результатов:
- планируемые результаты образовательной программы среднего
профессионального образования:
ФГОС СОО: предметные результаты обучения (включая сравнение
данных внутренней и внешней диагностики, в т. ч. ВПР);
метапредметные результаты обучения (включая сравнение данных
внутренней и внешней диагностики);
личностные
результаты
(включая
показатели
социализации
обучающихся, мониторинг личностного развития обучающихся).
ФГОС СПО: общие и профессиональные компетенции (включая
сравнение данных внутренней и внешней диагностики, в т.ч.
демонстрационный экзамен по стандартам Чемпионат по профессиональному
мастерству «Молодые профессионалы»);
индивидуальные
достижения
обучающихся
на
конкурсах,
соревнованиях, олимпиадах, чемпионатах Чемпионата по профессиональному
мастерству «Молодые профессионалы»);
удовлетворенность
обучающихся
и
родителей
(законных
представителей)
несовершеннолетних
обучающихся
качеством
образовательных результатов;
- организация трудоустройства выпускников.
4.6.2. Качество организации и осуществления образовательной
деятельности:
- образовательные программы СПО (соответствие требованиям ФГОС
СОО и ФГОС СПО);
- образовательные программы профессионального обучения;
- реализация учебных планов и рабочих программ (соответствие
требованиям ФГОС СОО и ФГОС СПО);
- дополнительные образовательные программы (дополнительные
общеразвивающие программы);
- качество учебных занятий и индивидуальной работы с обучающимися;
- качество воспитательной работы (рабочая программа воспитания,
календарный план мероприятий воспитательной работы на учебный год,
классное руководство);
- удовлетворенность работодателей и их объединений качеством
образовательных программ и образовательными результатами.
4.6.3. Качество условий, обеспечивающих образовательную деятельность:
стр. 10 из 30
Положение
Редакция 1
Положение о внутренней системе оценки качества образования
- материально-технические условия (в т.ч. условия получения
образования лицами с ОВЗ и детьми-инвалидами, взаимодействие с
родителями, создание безопасных условий для обучающихся и работников и
др.);
- информационно-образовательная среда;
- учебно-методические условия;
- кадровые условия (уровень квалификации, освоение трудовых функций
и характер профессиональных компетенций педагогических работников,
повышение
квалификации,
инновационная
и
учебно-методическая
деятельность педагогов);
общественно-государственное
управление
образовательной
деятельностью (совет ПОО, управляющий совет)
нормативно-правовая
база
осуществления
образовательной
деятельности (включая программу развития Колледжа).
4.7. ВСОКО реализуется посредством существующих процедур и
экспертной оценки качества образования.
4.8. Для проведения оценки качества образования из всего спектра
получаемых в рамках информационной системы оценки качества образования
показателей определяется набор ключевых показателей, позволяющих провести
сопоставительный анализ образовательной системы Колледжа. Совокупность
показателей обеспечивает возможность описания состояния системы, дает
общую оценку результативности ее деятельности.
4.9. Периодичность проведения оценки качества образования, субъекты
оценочной деятельности устанавливаются в плане функционирования ВСОКО.
4.10. Гласность и открытость результатов оценки качества образования
осуществляются путем предоставления информации:
- основным потребителям результатов ВСОКО;
- средствам массовой информации через публичный доклад директора
колледжа, самообследование;
- размещение аналитических материалов, результатов оценки качества
образования на официальном сайте Колледжа.
4.11. Основания для внесения изменений в настоящее Положение:
- изменение законодательства в сфере образования, в т.ч. принятие новой
редакции ФГОС;
- корректировки смежных локальных нормативных актов, влияющих на
содержание ВСОКО.
стр. 11 из 30
Редакция 1
Положение
Положение о внутренней системе оценки качества образования
5.
Этапы мониторинга качества образования
5.1. Первый этап - нормативно-установочный:
- разработка локальных актов, сопровождающих мониторинг (по мере
необходимости);
- определение целей и задач мониторинга;
- определение основных показателей и критериев;
- выбор способа установления реальных достижений обследуемого
объекта, выбор инструментария.
5.2. Второй этап - информационно-диагностический, предполагает сбор
информации согласно перечню показателей с помощью подобранных методик
(наблюдение, интервьюирование, опросы устные и письменные, изучение
директивных, нормативных, инструктивных, методических и других вопросов).
5.3. Третий этап - аналитический, предполагает анализ результатов
проведенной работы, оценку состояния объекта мониторинга, сопоставление
его с нормативными показателями, установление причины отклонений на
основе логического анализа, разработку стратегии развивающей деятельности.
5.4. Четвертый этап - завершающий (итогово-прогностический):
- оценка состояния объекта мониторинга с помощью разнообразных
диагностических приемов;
- сопоставление полученных результатов с первоначальными;
- выводы о соответствии избранных целей и задач мониторинга
полученным результатам деятельности;
- определение эффективности проведенной работы на основе логического
анализа.
5.5. Срок предоставления результатов анализа, как правило, в течение
месяца после завершения очередного мониторинга.
По итогам анализа полученных данных мониторинга могут
формироваться справочно-аналитические материалы. Результаты мониторинга,
как правило, докладываются на заседании Учебно-методического совета.
5.6. По результатам мониторинга качества образования разрабатываются
рекомендации, принимаются управленческие решения, осуществляется
планирование и прогнозирование развития Колледжа и отдельных его
направлений.
6. Показатели качества образования
6.1. При проведении мониторинга качества образования в Колледже
оценивается уровень выполнения следующих показателей:
стр. 12 из 30
Положение
Редакция 1
Положение о внутренней системе оценки качества образования
- лицензионных требований;
- требований соответствия содержания и качества подготовки ФГОС
среднего профессионального образования, предъявляемых при процедуре
государственной и профессионально-общественной аккредитации;
эффективности
деятельности
Колледжа,
установленных
Минпросвещения России;
- дополнительные, устанавливаемые руководством Колледжа.
6.2. Источниками данных для мониторинга качества образования
являются результаты проведения внутренних проверок.
Внутренние проверки Колледжа проводятся на основании приказов
(распоряжений) директора, которыми определяются цель, сроки, объекты
проверки, состав комиссии.
Объектом проверки является выполнение требований ФГОС СПО,
локальных нормативных актов Колледжа к реализации отдельной
образовательной программы и качество управленческой деятельности:
- ведение документации, предусмотренной локальными нормативными
правовыми актами;
- выполнение приказов, распоряжений и указаний руководства;
- успеваемость по дисциплинам в целом по ОПОП;
- организация и качество практического обучения;
- планирование, выполнение и учет учебной и учебно-методической
работы и др.
6.3. До начала проведения проверки в подразделении проводится
внутренний аудит, устанавливаются имеющиеся несоответствия утвержденным
требованиям, осуществляются корректирующие действия.
6.4. Комиссия при проведении внутренней проверки руководствуется
соответствующими
локальными
нормативными
документами,
принципами профессиональной этики, объективности.
6.5. По результатам работы комиссии составляется аналитическая справка
и план мероприятий по устранению несоответствий, выявленных в ходе
проверки. Итоги внутренних проверок рассматриваются на заседаниях
учебнометодического совета.
6.6. Результаты проведения самообследования.
Самообследование проводится в соответствии с приказом директора, в
котором определяются состав комиссии, план-график, ответственные лица и
сроки проведения самообследования.
6.6.1. Самообследование проводится в следующих случаях:
- ежегодное самообследование в соответствии с приказами Минобрнауки
России от 14.06.2013 № 462 «Об утверждении Порядка проведения
стр. 13 из 30
Положение
Редакция 1
Положение о внутренней системе оценки качества образования
самообследования образовательной организации» и от 10.12.2013 № 1324 «Об
утверждении показателей образовательной организации, подлежащей
самообследованию»;
- самообследование Колледжа при подготовке к государственной
аккредитации;
- по решению руководства Колледжа.
6.6.2. Процедура самообследования включает следующие этапы:
- планирование и подготовку процедуры самообследования;
- организацию и проведение самообследования;
- обобщение полученных результатов, и на их основе формирование
отчета;
- рассмотрение отчета на учебно-методическом совете и утверждение его
директором.
6.6.3. Отчеты по результатам самообследования размещаются на
официальном сайте Колледжа.
6.7. Результаты опросов всех участников образовательного процесса.
Опросы обучающихся, преподавателей, сотрудников, работодателей
проводятся анонимно в целях определения степени их удовлетворенности
образовательным процессом (содержанием, организацией и качеством учебного
процесса), а также качеством преподавания учебных дисциплин (работы
отдельных преподавателей).
Для проведения опросов используются анкеты или иные социологические
инструменты. Содержание опросных инструментов корректируется (при
необходимости) в соответствии с поставленными руководством Колледжа
задачами.
Анкетирование обучающихся в отношении отдельных преподавателей
проводится по решению руководителей заинтересованных структурных
подразделений.
Данные социологических исследований и опросов используются при
проведении мониторинга качества образования.
6.8. Отзывы работодателей.
6.8.1. Определение требований и степени удовлетворенности (оценки)
работодателей качеством подготовки выпускников (результатами подготовки
стр. 14 из 30
Редакция 1
Положение
Положение о внутренней системе оценки качества образования
обучающихся) решается в процессе прохождения производственной (в
том числе преддипломной практики), а также сбора и анализа отзывов
работодателей о качестве подготовки выпускников, проработавших по
окончании Колледжа в организации не менее года.
6.8.2. В соответствии с договорами, заключенными с организациями,
предприятиями, учреждениями, руководители практики обязаны по ее
завершении представить отзыв (производственную характеристику) на каждого
студента, а также, по запросу Колледжа, представлять информацию о
трудоустроенных в организацию (предприятие, учреждение) студентах,
выпускниках.
6.8.3. Руководители практик от Колледжа проводят анализ отзывов
работодателей по уровням сформированности компетенций студентов,
обобщают предложения по улучшению качества подготовки и включают
информацию в отчет по практике.
6.8.4. Руководители ОПОП доводят до руководства информацию о
результатах формирования компетенций и предложения по улучшению
качества подготовки.
6.8.5. Анализ отзывов, итоги и меры по дальнейшему совершенствованию
практик обсуждаются на заседаниях учебно-методического совета.
6.8.6. Источниками данных для мониторинга качества образования
являются
- дополнительные сведения, собираемые в рамках мониторинговых
исследований;
- журналы посещаемости занятий;
- аналитические справки руководителей ОПОП и др.
7.
Мониторинг качества приема
7.1. Мониторинг качества приёма предполагает оценку академической
подготовленности абитуриентов, поступивших на основные профессиональные
образовательные программы в Колледже.
7.2. Мониторинг качества приема осуществляется:
- по результатам вступительных испытаний (если такие предусмотрены) в
разрезе по направлениям в контексте предшествующих лет приёма;
- на основании среднего балла аттестата абитуриентов.
7.3. Результаты мониторинга качества приема ежегодно
рассматриваются на Учебно-методическом совете.
стр. 15 из 30
Положение
Редакция 1
Положение о внутренней системе оценки качества образования
8.
Мониторинг качества освоения обучающимися основных
профессиональных образовательных программ среднего
профессионального образования
8.1. Мониторинг качества освоения обучающимися основных
профессиональных образовательных программ осуществляется в рамках:
- промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам (модулям),
по итогам прохождения практик, по итогам выполнения курсовых работ и
проектов, а также участия в проектной деятельности;
- проведения входного контроля уровня подготовленности обучающихся
в начале изучения дисциплины (модуля);
- мероприятий по контролю наличия у обучающихся сформированных
результатов обучения по ранее изученным дисциплинам (модулям);
- анализа портфолио учебных и внеучебных достижений обучающихся;
- государственной итоговой аттестации обучающихся.
8.2. Мониторинг качества подготовки обучающихся в рамках
промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам (модулям), по
итогам прохождения практик, по итогам выполнения курсовых работ и
проектов, а также участия в проектной деятельности.
8.3. Мониторинг успеваемости предполагает оценку прогресса
обучающихся в рамках изучения дисциплины (модуля) и прохождения
практики и в результате промежуточной аттестации.
По решению учебного структурного подразделения текущий прогресс
обучающихся возможно осуществлять посредством рейтинговой системы.
8.4. Мониторинг успеваемости обучающихся осуществляется в рамках
анализа результатов семестровых сессий.
8.4.1. Анализ должен содержать оценку результатов экзаменационных
сессий, включая динамику роста абсолютной и качественной успеваемости
обучающихся в разрезе специальностей, курсов, дисциплин (модулей).
8.4.2. Оценка успеваемости обучающихся по результатам промежуточной
аттестации осуществляется по следующим критериям:
- показатель участия обучающихся в экзаменационной сессии;
- показатель абсолютной успеваемости обучающихся;
- показатель качественной успеваемости обучающихся;
- средний балл обучающихся по результатам сессии;
- динамика качественных показателей и абсолютной успеваемости в
динамике;
стр. 16 из 30
Положение
Редакция 1
Положение о внутренней системе оценки качества образования
- соотношение качественных показателей по очной и заочной формам
обучения;
- соотношение качественных показателей в разрезе курсов обучения;
- соотношение качественных показателей экзаменационной сессии с
качеством приёма обучающихся 1 курса;
- соотношение качественных показателей в разрезе специальностей;
- наличие специальностей с низкими качественными показателями;
- наличие дисциплин с низкими качественными показателями;
- факторы, обусловившие появление специальностей и дисциплин с
низкими качественными показателями.
8.4.3. Для обеспечения независимой оценки уровня освоения
обучающимися дисциплины (модуля), прохождения практик, выполнения
курсовых работ/ проектов, а также участия в проектной деятельности
допустимо для проведения промежуточной аттестации обучающихся создавать
комиссии. Эта мера также направлена на предотвращение коррупционных
проявлений в процессе промежуточной аттестации.
8.4.4. Специальности, а также перечень дисциплин (модулей), где к
промежуточной аттестации привлекаются независимые эксперты (комиссии),
определяется руководителем ОПОП или директором.
8.4.5. Целесообразность создания комиссии в период экзаменационной
сессии, а также при первой ликвидации академической задолженности по
дисциплине (модулю), практике определяется руководителем ОПОП, по
согласованию с директором. Для проведения промежуточной аттестации при
ликвидации академической задолженности во второй раз комиссия создается в
обязательном порядке.
В комиссию, помимо педагогического работника, проводившего занятия
по дисциплине (модулю), целесообразно включать:
- педагогических работников учебного подразделения, реализующих
соответствующую дисциплину (модуль), но не проводивших по ней занятия;
- педагогических работников других учебных подразделений,
реализующих аналогичные дисциплины (модули);
- педагогических работников других образовательных организаций,
реализующих аналогичные дисциплины (модули).
8.4.6. Для сбора и анализа информации о прохождении процедур
промежуточной аттестации обучающихся, а также в целях контроля
соответствия указанных процедур требованиям локальных нормативных актов
в состав комиссии дополнительно могут быть включены работники Колледжа.
8.4.7. Для достижения максимальной объективности и независимости
оценки качества подготовки обучающихся в рамках промежуточной аттестации
стр. 17 из 30
Положение
Редакция 1
Положение о внутренней системе оценки качества образования
обучающихся по итогам прохождения практик рекомендуется в состав
комиссии включать представителей организаций и предприятий, на базе
которых проводилась практика, а также по возможности, проводить процедуры
промежуточной аттестации по практикам непосредственно на базе указанных
организаций и предприятий.
8.4.8. Для достижения максимальной объективности и независимости
оценки качества подготовки обучающихся в рамках промежуточной аттестации
по итогам выполнения курсовых работ/ проектов, а также участия в проектной
деятельности рекомендуется при назначении обучающемуся задания на
проектирование
по
возможности
отдавать
предпочтение
темам,
сформулированным
представителями
организаций
и
предприятий,
соответствующих направленности ОПОП, и представляющим собой реальную
производственную задачу, а также осуществлять перед процедурой защиты
проекта (работы) проверку на наличие заимствований (проверку на плагиат).
8.4.9. Для объективной независимой оценки результатов обучения по
дисциплине (модулю) в процессе промежуточной аттестации возможно
использование фондов оценочных средств, разработанных сторонними
организациями (в том числе экспертными).
8.4.10. С целью проведения внутренней НОКО допустимо использовать
банки вопросов тестовых заданий по дисциплинам (модулям), разработанные
работниками Колледжа и размещенные на открытых образовательных
платформах.
8.5. Для определения уровня подготовленности обучающихся в начале
изучения дисциплины целесообразно проводить входной контроль. Входной
контроль знаний, умений и навыков обучающихся проводится с целью
оценки качества подготовки обучающихся по предшествующим дисциплинам
(модулям), изучение которых необходимо для успешного освоения указанной
дисциплины (модуля), а также для совершенствования и актуализации методик
преподавания дисциплин (модулей). Входной контроль знаний, умений и
навыков целесообразно проводить в начале изучения дисциплины (модуля).
Круг проверяемых знаний, умений и навыков, перечень дисциплин
(модулей), в рамках которых проводится входной контроль, определяется
руководителем ОПОГТ или начальником учебно-методического управления.
Результаты входного контроля систематизируются и анализируются
руководителем ОПОП. Руководитель ОПОП на основании результатов
входного контроля может рекомендовать педагогическим работникам меры по
совершенствованию и актуализации методик преподавания и содержания
соответствующих дисциплин (модулей), формированию индивидуальных
траекторий обучения студентов.
стр. 18 из 30
Положение
Редакция 1
Положение о внутренней системе оценки качества образования
8.6. Мониторинг уровня сформированости у обучающихся компетенций
предполагает оценку эффективности мониторинга успеваемости обучающихся.
Контроль наличия у обучаюгцихся сформированных результатов
обучения (знаний, умений и навыков) по ранее изученной дисциплине
(модулю) целесообразно проводить не ранее, чем через семестр после
завершения изучения указанной дисциплины. Данный контроль позволяет
получить независимую оценку качества подготовки обучающихся по ранее
изученным дисциплинам (модулям) и определить уровень сформированности
компетенции через индикаторы достижения компетенций сопоставленными с
результатами обучения по дисциплине (модулю), практике.
Выборочный
контроль
наличия
у
обучающихся
уровня
сформированности компетенций по ранее изученным дисциплинам (модулям)
может быть реализован в рамках ежегодного самообследования деятельности
Колледжа.
Организацию контроля наличия у обучающихся сформированных
результатов обучения по ранее изученным дисциплинам (модулям), практикам
осуществляет Г1ПС.
Результаты проверки наличия у обучающихся сформированных
результатов обучения и уровня сформированности компетенций размещаются в
их личных кабинетах в электронной информационно-образовательной среде.
8.7. Портфолио учебных и внеучебных достижений обучающихся
дополняет традиционные контрольно-оценочные средства и позволяет
учитывать результаты, достигнутые обучающимися в разнообразных видах
деятельности: учебной, проектно-исследовательской, творческой, социальной,
коммуникативной и др.
Целью формирования портфолио обучающегося является представление
и анализ процессов его профессионального и личностного становления,
обеспечение
мониторинга
культурно-образовательного
развития
обучающегося.
Одной из составляющих портфолио является активность участия
обучающихся в предметных олимпиадах различного уровня, достигнутые в них
результаты. Уровень этих олимпиад и достигнутые результаты обучающимися
служат одним из элементов внутренней независимой оценки качества
подготовки обучающихся по ООП СПО.
Портфолио является эффективным инструментом, позволяющим
формировать
независимую
рейтинговую
оценку
индивидуальных
образовательных достижений обучающихся, свидетельствующую о качестве их
подготовки.
стр. 19 из 30
Положение
Редакция 1
Положение о внутренней системе оценки качества образования
Порядок формирования и использования портфолио обучающихся по
ОПОП определяется регламентом функционирования личного кабинета
обучающегося.
Портфолио может быть использовано для внешнего анализа
эффективности
и
оценки
качества
образовательной,
проектноисследовательской, творческой и иной деятельности обучающегося, выступать
основанием при подаче документов на назначение повышенных стипендий,
участии в молодежных конкурсах, смотрах, олимпиадах, форумах разного
уровня и статуса, построении рейтингов обучающихся.
8.8. Мониторинг качества подготовки обучающихся в рамках
государственной итоговой аттестации обучающихся.
Механизмы НОКО заложены в процедуру государственной итоговой
аттестации на законодательном уровне. В соответствии с нормативными
документами:
- государственная итоговая аттестация проводится государственными
экзаменационными комиссиями;
- председателем ГЭК образовательной организации утверждается лицо,
не работающее в образовательной организации, из числа:
- руководителей или заместителей руководителей организаций,
осуществляющих образовательную деятельность, соответствующую области
профессиональной деятельности, к которой готовятся выпускники;
- представителей работодателей или их объединений, организацийпартнеров, включая экспертов, при условии, что направление деятельности
данных
представителей
соответствует
области
профессиональной
деятельности, к которой готовятся выпускники;
Таким образом, НОКО при проведении государственной итоговой
аттестации обеспечивается, главным образом, за счет привлечения
независимых экспертов.
Кроме того, при назначении обучающемуся задания на выпускную
квалификационную работу рекомендуется отдавать предпочтение темам,
сформулированным
представителями
организаций
и
предприятий,
соответствующих направленности ОПОП, и представляющим собой реальную
и актуальную производственную (научно-исследовательскую) задачу.
Мониторинг
качества
подготовки
обучающихся
в
рамках
государственной итоговой аттестации обучающихся осуществляется в рамках
анализа результатов демонстрационных экзаменов и защиты выпускных
квалификационных работ.
Оценка осуществляется по следующим критериям:
стр. 20 из 30
Положение
Редакция 1
Положение о внутренней системе оценки качества образования
- показатель количества обучающихся завершивших обучение по
сравнению с приемом;
- показатель положительных оценок, полученных на демонстрационном
экзамене и защите выпускной квалификационной работы;
- показатель отличных и хороших оценок, полученных на
демонстрационном экзамене и защите выпускной квалификационной работы;
- средний балл демонстрационного экзамена и защиты выпускной
квалификационной работы;
- соотношение качественных показателей по формам обучения;
- качественные показатели государственной итоговой аттестации в
контексте академической истории выпуска (включая качество приёма, качество
успеваемости, наличие внешней оценки учебных и внеучебных достижений);
- соотношение качественных показателей в разрезе специальностей;
- наличие специальностей с низкими качественными показателями;
- наличие неудовлетворительных оценок по результатам государственной
итоговой аттестации.
Результаты НОКО при проведении государственной итоговой аттестации
могут быть использованы в целях совершенствования структуры и
актуализации содержания основных профессиональных образовательных
программ среднего профессионального образования, реализуемых в Колледже.
9.
Мониторинг качества основных образовательных программ
9.1. Мониторинг качества ОПОП предполагает проверку соответствия
содержания образовательных программ среднего профессионального
образования требованиям ФГОС, Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации» и локальным документам об
организации учебного процесса в Колледже.
9.2. Мониторинг качества ОПОП СПО осуществляется комиссией в
процессе
самообследования,
как
правило,
перед
прохождением
государственной и/или общественной аккредитации, при открытии ОПОП СПО
и по решению руководства. Результаты мониторинга отражаются в отчетах по
самообследованию основных профессиональных образовательных программ и
Колледжа в целом.
9.3. Оценка качества ОПОП СПО осуществляется по следующим
критериям:
- соответствие основной профессиональной образовательной программы
требованиям соответствующих ФГОС, наличие анализ внешней рецензии на
ОПОП;
стр. 21 из 30
Положение
Редакция 1
Положение о внутренней системе оценки качества образования
- наличие и качество разработки основных составляющих ОПОП СПО, в
том числе учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ
дисциплин (модулей), практик;
- наличие сопоставления результатов ОПОП и индикаторов их
достижения с результатами обучения по дисциплинам (модулям, практики,
матрицы компетенций).
- наличие методических разработок по дисциплинам (модулям),
практикам ОПОП, разработанных преподавателями Колледжа;
- обеспеченность ОПОП учебной, учебно-методической, научной
литературой;
- наличие и качество подготовки документов по практике, наличие
договоров на прохождение практики с профильными предприятиями и
организациями, качество подготовки отчетов по практике, соответствие типов
практики, заявленных в ОПОП СПО, видам деятельности и/или типам задач
производственной деятельности и т.д.;
- наличие и качество разработки ФОС, возможность с помощью
разработанных ФОС определить уровень сформированное компетенции;
- наличие и оценка документов, подтверждающих индивидуальный учет
результатов обучения обучающихся по ОПОП СПО, в том числе уровень
организации проектно-исследовательской работы обучающихся, наличие и
использование учебных и внеучебных достижений обучающихся по ОПОП
СПО;
- качество выпуска по ОПОП СПО, в том числе качество разработки
документов по ГИА, степень актуальности тематики выпускных
квалификационных работ и соответствие тематики заявленным в ОПОП СПО
видам деятельности и/или типам задач производственной деятельности;
- оценка кадрового обеспечения ОПОП СПО, соответствие кадрового
состава, обеспечивающего основную образовательную программу требованиям
ФГОС СПО и лицензионным показателям, наличие документов и материалов,
подтверждающие самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность;
- материально-техническая обеспеченность ОПОП, в том числе наличие
современной
учебно-лабораторной
базы,
аудиторного
фонда,
специализированных кабинетов компьютерной техникой нового поколения;
- наличие и оценка финансового обеспечения образовательной
программы;
- участие обучающихся в программе академической мобильности;
- уровень трудоустройства выпускников по полученной специальности.
Дополнительно оценивается качество организации образовательной
деятельности по следующим критериям:
стр. 22 из 30
Положение
Редакция 1
Положение о внутренней системе оценки качества образования
- уровень кадрового потенциала (реализация ОПОП по специальности
должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими высшее
образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля),
опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы
является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение
обучающимся профессионального учебного цикла, обоснованность принципа
распределения учебных дисциплин, средний возраст преподавателей,
обеспечение кадровой преемственности);
наличие
перспективного
плана
повышения
квалификации
преподавателей структурного подразделения;
- соответствие документов структурного подразделения утвержденной
номенклатуре дел;
- наличие плана работы учебноно-методического совета Колледжа;
- наличие годовых отчетов руководителей ОПОП СПО;
- наличие протоколов заседания УМС;
- регулярность рассмотрения на Учебно-методическом совете Колледжа
вопросов, связанных с качеством обучения и преподавания дисциплин,
успеваемостью обучающихся, удовлетворенностью обучающихся качеством
предоставляемых услуг, качеством организации практик, результативностью
профориентационной работы, качеством выпуска учебно-методической
литературы, уровнем трудоустройства выпускников, функционированием
системы менеджмента качества и т.д.;
- наличие учебников, учебно-методических пособий, методических
рекомендаций (указаний), соответствующих специальности;
- качество организации самостоятельной работы обучающихся;
- качество организации учебных и производственных практик
обучающихся;
- прозрачность утверждения тематики выпускных квалификационных
работ;
- соблюдение интересов обучающихся в процессе назначения
руководителя ВКР;
качество
организации
проектно-исследовательской
работы
преподавателей, обучающихся;
- уровень материально-технического обеспечения ОПОП;
- наличие учебной литературы, технических средств обучения,
лабораторий, специализированных кабинетов, необходимых для организации
учебного процесса.
- наличие и качество заполнения индивидуальных планов
преподавателей;
стр. 23 из 30
Положение
Редакция 1
Положение о внутренней системе оценки качества образования
- и другие дополнительные документы и материалы, позволяющие
оценить качество образования.
9.4. Результаты мониторинга качества ОПОП СПО используются для
принятия решения о целесообразности:
- внешней экспертизы образовательной программы, в том числе
проведение
государственной
и/или
профессионально-общественной
аккредитации;
- открытия новой образовательной программы/закрытия;
- смены руководителя образовательной программы;
- внесения существенных изменений/корректировки содержания
образовательной программы;
- принятия других управленческих решений, способствующих
конкурентоспособности и повышению качества образовательных программ.
10. Мониторинг качества преподавания дисциплин
10.1. Внутренняя независимая оценка качества работы педагогических
работников Колледжа, участвующих в реализации ОПОП СПО, осуществляется
в рамках:
- процедуры оценки качества работы педагогических работников в
процессе преподавания дисциплин (модулей), реализации практики;
- мониторинга уровня квалификации педагогических работников;
- анализа портфолио профессиональных достижений педагогических
работников.
10.2. Оценка качества деятельности педагогических работников
Колледжа является важной составляющей оценки качества образования, служит
основанием для решения задач управления качеством образования и
качеством подготовки обучающихся.
10.3. Целями оценочных процедур являются:
- получение максимально объективной информации о профессиональной
деятельности педагогических работников в Колледже;
- определение соответствия качества профессорско-преподавательского
состава требованиям соответствующего профессионального стандарта и
требованиям ФГОС СПО к кадровым условиям реализации ОПОП СПО;
- анализ динамики профессионального уровня педагогических
работников Колледжа.
10.4. Мониторинг качества преподавания дисциплин (модулей),
реализации практик предполагает оценку развития в Колледже методической
стр. 24 из 30
Положение
Редакция 1
Положение о внутренней системе оценки качества образования
системы в целом и уровня научно-методической, лабораторно-технической
обеспеченности конкретных элементов учебного плана.
Мониторинг
качества
преподавания
дисциплин
(модулей)
осуществляется в рамках контрольных посещений занятий со стороны
руководителей структурных подразделений, руководителей образовательной
программы, представителей специальных комиссий на уровне Колледжа,
представителей учебно-методического совета Колледжа и других работников,
наделенных соответствующими полномочиями.
Организация посещений носит плановый характер, связанный с
реализацией коррективных мероприятий, в том числе по результатам и/или
перед аттестацией преподавателей.
В рамках мониторинга качества преподавания дисциплин может
проводиться
оценка
качества
рабочих
программ
дисциплин
и
учебнометодических материалов к ним.
Оценка качества преподавания дисциплин осуществляется по критериям,
связанным с обеспеченностью дисциплины (модуля), практики; наличием
оценочных средств, позволяющих оценить результаты обучения по дисциплине
(модулю), практике и проверить уровень сформированности компетенции
после изучения дисциплины (модуля), прохождения практики; уровнем
проведения учебных занятий; качеством организации самостоятельной работы
обучающихся под руководством преподавателя.
10.5. Оценка обеспеченности дисциплины (модуля), практики
осуществляется по следующим критериям:
- соответствие структуры рабочих программ локальным нормативным
документам Колледжа и типовым формам;
- наличие оценочных средств, позволяющих оценить результаты
обучения по дисциплине (модулю), практике и проверить уровень
сформированности компетенции после изучения дисциплины (модуля),
прохождения практики;
- уровень обеспеченности дисциплины учебной, учебно-методической и
научной литературой;
- качество технических условий преподавания дисциплины, реализации
практики (использование специализированных кабинетов, в том числе
компьютерных классов, лингафонных кабинетов и т.п.);
- степень кадровой обеспеченности дисциплины (модуля), практики;
- формы контроля качества преподавания дисциплины со стороны
руководителя структурного подразделения.
10.6. Оценка качества проведения учебного занятия осуществляется по
следующим критериям:
стр. 25 из 30
Положение
Редакция 1
Положение о внутренней системе оценки качества образования
- соответствие содержания учебного занятия тематическому плану,
заявленному в рабочей программе дисциплины;
- организация внутрипредметных и междисциплинарных связей в
содержании учебного занятия;
- наличие методических указаний по выполнению предлагаемых заданий;
- соответствие форм и методов обучения содержанию изучаемого
материала;
- обоснованность использования наглядности, раздаточных материалов,
технических средств обучения;
- проведение инструктажа обучающихся по технике безопасности (для
лабораторных работ);
- соблюдение техники безопасности в ходе выполнения лабораторной
работы (для лабораторных работ);
- оснащённость учебной аудитории оборудованием, необходимым для
проведения занятия;
- уровень теоретической и практической подготовленности обучающихся
для проведения заявленного практического занятия/лабораторной работы;
- степень взаимодействия преподавателя и обучающихся в обсуждении
заявленных вопросов, наличие обратной связи со студенческой аудиторией;
- наличие индивидуального подхода в обучении;
- прозрачность оценки результатов обучения по дисциплине.
10.7. Оценка качества организации самостоятельной работы
обучающихся под руководством преподавателя осуществляется по следующим
критериям:
- наличие графика проведения самостоятельной работы обучающихся;
- соответствие содержания занятия самостоятельной работы
обучающихся тематическому плану, заявленному в РПД;
- наличие методических рекомендаций по выполнению самостоятельной
работы обучающихся;
- степень и форма взаимодействия преподавателя и обучающихся в
процессе выполнения заданий;
- прозрачность оценки самостоятельной работы обучающихся.
10.8.
Мониторинг
уровня
квалификации
профессорскопреподавательского состава предполагает оценку соответствия занимаемой
должности, определения прогресса и перспективы профессионального развития
преподавателя, и выявление проблемных аспектов его профессиональной
деятельности.
В целях реализации приказа Минтруда России от 08.09.2015 № 608н «Об
утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального
стр. 26 из 30
Положение
Редакция 1
Положение о внутренней системе оценки качества образования
обучения,
профессионального
образования
и
дополнительного
профессионального образования» и в соответствии с Трудовым кодексом
Российской Федерации, Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации», Постановлением Правительства
Российской Федерации от 08.08.2013 № 678 «Об утверждении
номенклатуры должностей педагогических работников организаций,
осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей
образовательных организаций» и оценки потенциала работников из числа ПС в
Колледже введена процедура аттестации ПС.
10.8.1. Аттестация проводится на добровольной основе в целях
подтверждения сформированное компетенций работника из числа ПС в
соответствии с трудовыми функциями, не реже одного раза в три года.
Правила, порядок организации и проведения добровольной аттестации
работников, занимающих должности педагогических работников, относящихся
к преподавательскому составу регламентировано Положением о порядке
проведения аттестации работников, занимающих должности педагогических
работников, относящихся к преподавательскому составу.
10.8.2. Разработанная и обоснованная система критериев и показателей
деятельности педагогических работников позволяет снизить субъективизм
оценочных процедур.
10.8.3. Результаты мониторинга уровня квалификации ПС могут быть
использованы для:
- выявления перспективы должностного роста, стимулирования
повышения профессиональной компетентности работников;
определения
потребности
в
повышении
квалификации,
профессиональной подготовке или переподготовке работника;
- формирования резерва кадров на выдвижение на руководящие
должности, обеспечения возможности планирования должностного роста;
- повышения уровня заработной платы;
- развития персонала и усиления мотивации труда и принятия других
управленческих решений.
10.9. Мониторинг профессионального прогресса преподавателей
осуществляется посредством оценки профессиональных достижений
педагогических работников из числа ПС.
Оценка профессиональных достижений педагогических работников из
числа ПС проводится при проведении конкурсных процедур на замещение
должностей педагогических работников, относящихся к ПС, при определении
рейтинга ПС, в иных случаях по решению руководства Колледжа.
стр. 27 из 30
Положение
Редакция 1
Положение о внутренней системе оценки качества образования
При совокупной оценке деятельности педагогического работника важно
оценить качество его работы по всем направлениям (образовательная
деятельность, научная работа, учебно-воспитательная работа и т.д.).
Оценка профессиональных достижений преподавателя осуществляется по
следующим критериям:
- наличие квалификационной категории;
- наличие обучающих программ, курсовых кейсов, электронных курсов
лекций, презентаций учебных курсов, видеокурсов;
- результативность участия в совместных образовательных программах;
- наличие сертификатов повышения квалификации;
- участие в программах академической мобильности;
- общественная активность преподавателя;
- академическая успеваемость обучающихся по дисциплинам
преподавателя;
- степень удовлетворенности обучающихся качеством преподавания
учебных дисциплин (модулей) в интерпретации преподавателя (по результатам
социологического опроса);
- методический уровень проведения преподавателями учебных занятий
(по оценке эксперта по качеству).
Результаты внутренней независимой оценки качества работы
педагогических работников используются при составлении рейтинга
педагогических
кадров,
способствуют
мотивации
и
активизации
преподавателей во всех направлениях (учебной, методической, научной,
воспитательной, общественной работе).
Проведение
мониторинговых
исследований
качества
работы
педагогических работников в Колледже позволяет получить оценку реального
состояния потенциала педагогических работников, обеспечивает прогноз его
развития, а сопоставление данных с запланированными показателями позволяет
оценить эффективность принятых управленческих решений.
11.
Мониторинг удовлетворенности качеством образования участников
образовательного процесса
Мониторинг удовлетворенности качеством образования участников
образовательного процесса предполагает оценку качества предоставляемых
услуг посредством социологических опросов обучающихся, преподавателей,
работодателей, представителей баз практик.
стр. 28 из 30
Положение
Редакция 1
Положение о внутренней системе оценки качества образования
11.1. Социологические опросы обучающихся должны быть направлены на
выявление мнения обучающихся о качестве организации учебного процесса,
преподавания дисциплин, условий обучения и т.д.
Социологические опросы преподавателей должны быть направлены на
выявление их мнения об эффективности применяемых образовательных
технологий, на основе анализа которого могут сформулированы рекомендации
по совершенствованию управления образовательным процессом.
Социологические опросы работодателей и представителей баз практик
должны быть направлены на выявление мнения о качестве теоретической и
практической подготовки практикантов и выпускников.
Организация социологических опросов должна носить плановый характер
и обеспечивать участие субъектов образовательного процесса в управлении
образовательными программами.
Социологические опросы должны быть обеспечены методическим
инструментарием.
Результаты социологических исследований должны сопровождаться
рекомендациями по решению выявленных проблем.
Реализация сделанных рекомендаций может осуществляться в рамках
стратегических документов Колледжа, планов мероприятий, протокольных
решений коллегиальных органов и т.п.
11.2. Оценка удовлетворённости обучающихся осуществляется по
следующим критериям:
- показатель удовлетворенности выбором основной образовательной
программы, специальности;
- показатель удовлетворённости условиями обучения, в том числе для
проектной деятельности и творческой активности;
- показатель удовлетворённости качеством обучения;
- показатель удовлетворенности педагогическим сопровождением
образовательного процесса;
- показатель удовлетворённости результатами обучения.
11.3. Оценка удовлетворённости преподавателей осуществляется по
следующим критериям:
- показатель удовлетворённости системой менеджмента Колледжа;
- показатель удовлетворённости системой информирования;
- показатель удовлетворённости условиями работы;
- показатель удовлетворенности возможностями профессионального
развития.
11.4. Оценка удовлетворённости работодателей и представителей баз
практик осуществляется по следующим критериям:
стр. 29 из 30
Положение
Редакция 1
Положение о внутренней системе оценки качества образования
- показатель удовлетворённости уровнем теоретической и практической
подготовки выпускников;
- показатель заинтересованности работодателя в трудоустройстве
выпускников;
- показатель удовлетворённости форматом сотрудничества с Колледжем.
11.5. Результаты опроса обучающихся удовлетворённостью качеством
образования являются элементом комплексной оценки качества реализации
основных профессиональных образовательных программ, а также
используются при проведении добровольной аттестации ПС.
12.
Полномочия и ответственность за функционирование внутренней
системы оценки качества образования
Основную ответственность за планирование, организацию работы по
оценке качества образования на уровне Колледжа несут начальник
учебнометодического управления, начальник отдела оценки качества
образования, руководители О'ПОП по специальности.
Ответственность за планирование, организацию и проведение работы по
оценке качества образования на уровне Колледжа несет начальник отдела
оценки качества образования.
Ответственность за планирование, организацию и проведение работы по
оценке качества образования на уровне специальности несет руководитель
ОПОП по соответствующей специальности.
За качество организации и проведения мониторинга, за несвоевременное
и недостоверное предоставление или не предоставление данных несут
ответственность лица в соответствии с приказами директора.
Лица, осуществляющие мониторинг качества образования, имеют право
на публикацию данных с научной или научно-методической целью.
13.
Права и ответственность участников образовательных отношений
13.1. Участники образовательных отношений Колледжа имеют право на
конфиденциальность информации.
13.2. Лица, осуществляющие внутреннюю оценку, имеют право на
публикацию данных с научной или учебно-методической целью.
стр. 30 из 30