26. ОП.02 Коммуникативные технологии в профессиональной деятельности

ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
КАЛИНИНГРАДСКОЙ
ОБЛАСТИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ
"КОЛЛЕДЖ
МЕХАТРОНИКИ И
ПИЩЕВОЙ
ИНДУСТРИИ"

Подписано цифровой
подписью:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
КАЛИНИНГРАДСКОЙ
ОБЛАСТИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ "КОЛЛЕДЖ
МЕХАТРОНИКИ И
ПИЩЕВОЙ ИНДУСТРИИ"
Дата: 2024.05.14 15:47:36
+02'00'

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.02 КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2024 г.

1

Программа учебной дисциплины " Коммуникативные технологии в
профессиональной деятельности" разработана на основе федерального
государственного образовательного стандарта среднего профессионального
образования (ФГОС СПО) по специальности 19.02.12 Технология продуктов
питания животного происхождения.
Организация-разработчик:

государственное

бюджетное

учреждение

Калининградской области профессиональная образовательная организация
«Колледж мехатроники и пищевой индустрии»

Разработчики:
Николаева Екатерина Александровна, методист

2

СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

4

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ

8

ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

13

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

14

3

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной
программы:
Учебная
дисциплина
«Коммуникативные
технологии
в
профессиональной
деятельности»
является
обязательной
частью
общепрофессионального цикла основной образовательной программы в
соответствии с ФГОС СПО по специальности 19.02.12 Технология продуктов
питания животного происхождения.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются
умения и знания
Код 1
ПК, ОК
ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 09

Умения

Знания

Уметь:
анализировать задачу и и
выделять её составные части;
составлять план действия,
реализовать составленный план;
оценивать результат и
последствия своих действий
(самостоятельно или с помощью
наставника); определять
необходимые источники
информации; структурировать
получаемую информацию;
выделять наиболее значимое в
перечне информации;
организовывать работу
коллектива и команды; излагать
свои мысли на государственном
языке; применять средства
информационных технологий для
решения профессиональных
задач; использовать современное
программное обеспечение;
понимать общий смысл четко
произнесенных высказываний на
известные темы, строить простые
высказывания о себе и о своей
профессиональной деятельности,
кратко обосновывать и объяснить
свои действия, писать простые
связные сообщения на знакомые

Знать:
порядок оценки результатов
решения задач профессиональной
деятельности; приемы
структурирования информации;
современные средства и
устройства информатизации;
порядок их применения и
программное обеспечение в
профессиональной деятельности;
правила построения простых и
сложных предложений на
профессиональные темы, правила
чтения текстов профессиональной
направленности.

4

или интересующие
профессиональные темы.

Личностные результаты
реализации программы воспитания
(дескрипторы)
Осознающий себя гражданином России и защитником Отечества,
выражающий свою российскую идентичность в поликультурном
и многоконфессиональном российском обществе и современном
мировом сообществе. Сознающий свое единство с народом России,
с Российским государством, демонстрирующий ответственность
за развитие страны. Проявляющий готовность к защите Родины,
способный аргументированно отстаивать суверенитет и достоинство
народа России, сохранять и защищать историческую правду
о Российском государстве
Проявляющий активную гражданскую позицию на основе уважения
закона и правопорядка, прав и свобод сограждан, уважения
к историческому и культурному наследию России. Осознанно
и деятельно выражающий неприятие дискриминации в обществе
по
социальным,
национальным,
религиозным
признакам;
экстремизма,
терроризма,
коррупции,
антигосударственной
деятельности. Обладающий опытом гражданской социально
значимой деятельности (в студенческом самоуправлении,
добровольчестве, экологических, природоохранных, военнопатриотических и др. объединениях, акциях, программах).
Принимающий роль избирателя и участника общественных
отношений,
связанных
с
взаимодействием
с народными избранниками
Демонстрирующий приверженность традиционным духовнонравственным ценностям, культуре народов России, принципам
честности,
порядочности,
открытости.
Действующий
и
оценивающий свое поведение и поступки, поведение и поступки
других людей с позиций традиционных российских духовнонравственных, социокультурных ценностей и норм с учетом
осознания последствий поступков. Готовый к деловому
взаимодействию и неформальному общению с представителями
разных народов, национальностей, вероисповеданий, отличающий
их от участников групп с деструктивным и девиантным поведением.
Демонстрирующий неприятие социально опасного поведения
окружающих и предупреждающий его. Проявляющий уважение к
людям
старшего
поколения,
готовность
к участию в социальной поддержке нуждающихся в ней
Проявляющий и демонстрирующий уважение к труду человека,
осознающий ценность собственного труда и труда других людей.
Экономически активный, ориентированный на осознанный выбор
сферы профессиональной деятельности с учетом личных жизненных
планов, потребностей своей семьи, российского общества.

Код личностных
результатов
реализации
программы
воспитания

ЛР 1

ЛР 2

ЛР 3

ЛР 4

5

Выражающий
осознанную
готовность
к
получению
профессионального образования, к непрерывному образованию в
течение жизни. Демонстрирующий позитивное отношение к
регулированию трудовых отношений. Ориентированный на
самообразование и профессиональную переподготовку в условиях
смены технологического уклада и сопутствующих социальных
перемен.
Стремящийся
к
формированию
в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного
«цифрового следа»
Демонстрирующий
приверженность
к
родной
культуре,
исторической памяти на основе любви к Родине, народу, малой
родине, знания его истории и культуры, принятие традиционных
ценностей многонационального народа России. Выражающий свою
этнокультурную идентичность, сознающий себя патриотом народа
России, деятельно выражающий чувство причастности к
многонациональному народу России, к Российскому Отечеству.
Проявляющий ценностное отношение к историческому и
культурному наследию народов России, к национальным символам,
праздникам, памятникам, традициям народов, проживающих в
России,
к
соотечественникам
за рубежом, поддерживающий их заинтересованность в сохранении
общероссийской культурной идентичности, уважающий их права
Ориентированный на профессиональные достижения, деятельно
выражающий познавательные интересы с учетом своих
способностей, образовательного и профессионального маршрута,
выбранной квалификации
Осознающий и деятельно выражающий приоритетную ценность
каждой человеческой жизни, уважающий достоинство личности
каждого человека, собственную и чужую уникальность, свободу
мировоззренческого выбора, самоопределения. Проявляющий
бережливое и чуткое отношение к религиозной принадлежности
каждого человека, предупредительный в отношении выражения прав
и законных интересов других людей
Проявляющий и демонстрирующий уважение законных интересов
и прав представителей различных этнокультурных, социальных,
конфессиональных групп в российском обществе; национального
достоинства, религиозных убеждений с учётом соблюдения
необходимости обеспечения конституционных прав и свобод
граждан. Понимающий и деятельно выражающий ценность
межрелигиозного
и межнационального согласия людей, граждан, народов в России.
Выражающий сопричастность к преумножению и трансляции
культурных традиций и ценностей многонационального российского
государства,
включенный
в
общественные
инициативы,
направленные на их сохранение
Сознающий ценность жизни, здоровья и безопасности.
Соблюдающий и пропагандирующий здоровый образ жизни
(здоровое питание, соблюдение гигиены, режим занятий и отдыха,
физическая активность), демонстрирующий стремление к
физическому совершенствованию. Проявляющий сознательное и
обоснованное неприятие вредных привычек и опасных

ЛР 5

ЛР 6

ЛР 7

ЛР 8

ЛР 9

6

наклонностей (курение, употребление алкоголя, наркотиков,
психоактивных веществ, азартных игр, любых форм зависимостей),
деструктивного поведения в обществе, в том числе в цифровой среде
Бережливо относящийся к природному наследию страны и мира,
проявляющий сформированность экологической культуры на основе
понимания
влияния
социальных,
экономических
и
профессионально-производственных процессов на окружающую
среду. Выражающий деятельное неприятие действий, приносящих
вред природе, распознающий опасности среды обитания,
предупреждающий рискованное поведение других граждан,
популяризирующий способы сохранения памятников природы
страны, региона, территории, поселения, включенный в
общественные инициативы, направленные на заботу о них
Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий
основами эстетической культуры. Критически оценивающий
и деятельно проявляющий понимание эмоционального воздействия
искусства, его влияния на душевное состояние и поведение людей.
Бережливо относящийся к культуре как средству коммуникации
и самовыражения в обществе, выражающий сопричастность
к нравственным нормам, традициям в искусстве. Ориентированный
на собственное самовыражение в разных видах искусства,
художественном творчестве с учётом российских традиционных
духовно-нравственных ценностей, эстетическом обустройстве
собственного быта. Разделяющий ценности отечественного и
мирового художественного наследия, роли народных традиций и
народного творчества в искусстве. Выражающий ценностное
отношение к технической и промышленной эстетике
Принимающий российские традиционные семейные ценности.
Ориентированный на создание устойчивой многодетной семьи,
понимание брака как союза мужчины и женщины для создания
семьи, рождения и воспитания детей, неприятия насилия в семье,
ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со
своими детьми и их финансового содержания

ЛР 10

ЛР 11

ЛР 12

7

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем образовательной программы учебной дисциплины

Объем в часах
40

в т. ч.:
теоретическое обучение

18

практические занятия

18

Самостоятельная работа
4
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

8

1.2.Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

Объем, ак. ч / в
том числе в
форме
практической
подготовки, ак. ч

1

2

3

Тема 1.
Сущность
коммуникации в
разных
социальных
сферах
Тема 2. Основные
функции и виды
коммуникации

Тема 3.
Понятие деловой
этики

Тема 4.
Специфика
вербальной и
невербальной
коммуникации

Содержание учебного материала
1. Понятие коммуникации. Коммуникативное поведение как деятельность.
Понятие общительности и коммуникабельности. Психологический аспект
коммуникативного поведения. Понятие психологического типа.

3

В том числе практических и лабораторных занятий
Содержание учебного материала
1. Принципы коммуникативного взаимодействия: общая характеристика.
Принцип кооперации. Принцип истинности. Принцип информативности.
Принцип экономии. Принцип адекватности.
В том числе практических и лабораторных занятий
Содержание учебного материала
1. Цели и задачи деловой беседы. Вопросы в деловой беседе.
В том числе практических и лабораторных занятий
Практическая работа № 1. Ролевая игра «Деловое совещание».
Практическая работа № 2. Мозговой штурм. «Рефлексивная рамка».
Практическая работа № 3. Собеседование при приеме на работу.
Содержание учебного материала
1. Вербальные и невербальные коммуникации. Взаимодействие вербальных и
невербальных средств коммуникации.
В том числе практических и лабораторных занятий

3

3

3

Коды компетенций и
личностных
результатов2,
формированию
которых способствует
элемент программы

4
ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 09
ЛР 1-ЛР 12
ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 09
ЛР 1-ЛР 12
ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 09
ЛР 1-ЛР 12
ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 09
ЛР 1-ЛР 12

Тема 5.
Методы
постановки целей
в деловой
коммуникации

Содержание учебного материала
1. Методы постановки целей в деловой коммуникации.
В том числе практических и лабораторных занятий
Практическая работа № 4. Цели деловой коммуникации.

Тема 6.
Эффективное
общение.
Основные
коммуникативные
барьеры и пути их
преодоления в
межличностном
общении. Стили
поведения в
конфликтной
ситуации

Содержание учебного материала
1. Понятие эффективности коммуникации. Цель коммуникативного
взаимодействия; понятие коммуникативной стратегии. Понятие
коммуникативной тактики. Типы коммуникативных тактик. Речь в социальном
взаимодействии. Речь и социализация. Речь как средство утверждения
социального статуса. Закономерности речи в условиях массовой коммуникации.
Условия эффективной коммуникации в различных видах деятельности. Условия
и факторы, обеспечивающие продуктивное развитие коммуникативной
компетентности. Барьеры взаимодействия. Влияние типов личности на
отношения партнеров. Барьеры восприятия и понимания. Коммуникативные
барьеры: логический, семантический, фонетический, стилистический. Пути
преодоления барьеров в общении. Конфликт. Его разновидности. Структура,
функции, динамика конфликта.
В том числе практических и лабораторных занятий
Содержание учебного материала
Барьеры взаимодействия.
Пути преодоления барьеров в общении.
1. Социальный аспект коммуникативного поведения. Понятие о социальной
роли. Сигналы социальной роли. Внешние проявления эмоциональных
состояний.
В том числе практических и лабораторных занятий
Практическая работа № 5. Способы психологической защиты.
Содержание учебного материала

Тема 7.
Способы
психологической
защиты

Тема 8.
Виды и формы
взаимодействия
студентов в
условиях
образовательной

1. Социально-психологические закономерности межличностного
взаимодействия. Общение как взаимодействие (интерактивная сторона
общения). Взаимодействие как организация совместной деятельности. Типы
взаимодействия. Классификация форм совместной деятельности. Социальнопсихологические особенности организации групповой деятельности

3

ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 09
ЛР 1-ЛР 12
ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 09
ЛР 1-ЛР 12

3

4

4

ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 09
ЛР 1-ЛР 12

ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 09
ЛР 1-ЛР 12
10

обучающихся. Развитие групповой сплоченности у обучающихся. Групповая
дискуссия как метод принятия решения в процессе взаимодействия в группе.
В том числе практических и лабораторных занятий
Тема 9.
Содержание учебного материала
Дискуссия, принятие решений
Моделирование
различных
1. Характеристика игровых методов как естественных методов оптимизации
коммуникативных межличностного взаимодействия участников образовательного процесса.
ситуаций. Формы, Ролевая игра как активная форма оптимизации взаимодействия.
методы,
Организационно-деятельностная игра как метод оптимизации взаимодействия.
технологии
Технологии командообразования в образовательном процессе. Публичное
самопрезентации
выступление как метод воздействия в образовательном процессе. Формирование
у студентов навыков командного взаимодействия. Термин «самопрезентация».
Две основных формы самопрезентации. Цели «природной» и «искусственной»
самопрезентаций. Создание образа как форма самопрезентации.
В том числе практических и лабораторных занятий
Практическая работа № 6. Тренинг «Как стать общительным».
Практическая работа № 7. Тренинг «Командный дух».
Практическая работа № 8. Упражнение «Публичное выступление».
Тема 10.
Содержание учебного материала
Конструирование
1. Использование средств технологий информатизации образования как средства
цели жизни.
для реализации активных методов обучения о цели и смысле жизни как о
Технология
центральном (базовом) конструкторе, вокруг которого выстраивается
превращения
мировоззрение человека. «Карта жизни» и образ мира (целостное видение
мечты в цель
будущего, мир людей, мир вещей, мир идей, события жизни, образ успеха).
В том числе практических и лабораторных занятий
Практическая работа № 9. Упражнение «Конструирование цели жизни».
Практическая работа № 10. Упражнение «Ежедневник».
Самостоятельная работа
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета
организации

Всего:

ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 09
ЛР 1-ЛР 12
4

4

ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 09
ЛР 1-ЛР 12

4
2
40

11

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны
быть предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет «Самостоятельной и воспитательной работы» оснащенный,
оборудованием:
рабочее место преподавателя;
посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся);
техническими средствами:
компьютерная
техника
с
возможностью
подключения
к
информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
обеспечение доступа в электронную информационно-образовательную
среду образовательной организации;
презентационные иллюстрационные материалы для кураторских часов
и мероприятий.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной
организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и
информационные ресурсы для использования в образовательном процессе.
При формировании библиотечного фонда образовательной организацией
выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже печатных
изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список
может быть дополнен новыми изданиями.
3.2.1. Основные печатные издания
1. Коноваленко, М. Ю. Психология общения: учебник и практикум для
среднего профессионального образования / М. Ю. Коноваленко. — 2-е изд.,
перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021 — 476 с. — ISBN 9785-534-11060-9.
2. Якуничева, О. Н. Психология общения: учебник для среднего
профессионального образования / О. Н. Якуничева, А. П. Прокофьева. — 2-е
изд., стер. — Санкт-Петербург: Лань, 2021. — 224 с. — ISBN 978-5-81147768-5
3.2.2. Основные электронные издания
1. Охременко, И. В. Конфликтология: учебное пособие для среднего
профессионального образования / И. В. Охременко. — 2-е изд., перераб. и
доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2018. — 156 с. — (Профессиональное
образование). — ISBN 978-5-534-05844-4. — Текст: электронный //
Образовательная
платформа
Юрайт
[сайт].
—
URL: https://urait.ru/bcode/410461.
2. Этика и психология профессиональной деятельности: учебное
пособие для среднего профессионального образования / Е. И. Рогов [и др.];
12

под общей редакцией Е. И. Рогова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва:
Издательство Юрайт, 2022. — 509 с. — (Профессиональное образование). —
ISBN 978-5-534-11054-8. — Текст: электронный // Образовательная
платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/498969.
3.2.3. Дополнительные источники
1. Родыгина, Н.Ю. Этика деловых отношений: учебник и практикум
для среднего профессионального образования / Н.Ю. Родыгина. — Москва
Издательство Юрайт, 2021.— 431 с.— ISBN 978-5-534-11048-7.
2. Чернышова, Л. И. Психология общения: этика, культура и этикет
делового общения: учебное пособие для среднего профессионального
образования / Л. И. Чернышова. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. —
161
с.
—
ISBN
978-5-534-10547-6.

13

4.
КОНТРОЛЬ
И
ОЦЕНКА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

РЕЗУЛЬТАТОВ

ОСВОЕНИЯ

Результаты обучения3
Критерии оценки
Методы оценки
Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины
Знания:
теоретические основы, структуру и Устный опрос;
теоретические
основы, содержание
процесса
деловой Письменный опрос
структуру и содержание коммуникации; методы и способы (тестирование,
процесса
деловой эффективного
общения, работа по
коммуникации; методы и проявляющиеся в выборе средств карточкам, разбор
способы
эффективного убеждения и оказания влияния на ситуаций, вопросы
общения, проявляющиеся в партнеров по общению; приемы для самоконтроля,
выборе средств убеждения психологической защиты личности письменные ответы
и оказания влияния на от
негативных,
травмирующих на вопросы,
партнеров по общению; переживаний, способы адаптации; выполнение
приемы психологической способы
предупреждения практических работ,
защиты
личности
от конфликтов
и
выхода
из и др.);
негативных,
конфликтных ситуаций; правила Проверка тетрадей.
травмирующих
активного
стиля
общения
и
переживаний,
способы успешной
самопрезентации
в
адаптации;
способы деловой коммуникации.
предупреждения
конфликтов и выхода из
конфликтных
ситуаций;
правила активного стиля
общения
и
успешной
самопрезентации в деловой
коммуникации.
Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины
Умения:
толерантно воспринимать и
правильно
оценивать
людей,
включая
их
индивидуальные
характерологические
особенности, цели, мотивы,
намерения,
состояния;
выбирать такие стиль,
средства, приемы общения,
которые
бы
с
минимальными затратами
приводили к намеченной
цели общения; находить
пути
преодоления
конфликтных
ситуаций,
встречающихся
как
в
пределах учебной жизни,
так
и
вне
ее;
3

толерантно
воспринимает
и
правильно оценивает людей, включая
их индивидуальные особенности,
цели, мотивы, намерения, состояния;
выбирает стиль, средства, приемы
общения, которые с минимальными
затратами приводят к намеченной
цели
общения;
находит
пути
преодоления конфликтных ситуаций,
встречающихся как в пределах
учебной жизни, так и вне ее;
ориентируется в новых аспектах
учебы и жизнедеятельности в
условиях
профессиональной
организации, правильно оценивает
сложившуюся ситуацию, действует с
ее
учетом;
эффективно
взаимодействует
в
команде;
взаимодействует со структурными

Экспертное
наблюдение за
ходом выполнения
практической
работы

Личностные результаты обучающихся учитываются в ходе оценки результатов освоения учебной
дисциплины.

14

ориентироваться в новых
аспектах
учебы
и
жизнедеятельности
в
условиях
профессиональной
организации,
правильно
оценивать
сложившуюся
ситуацию, действовать с ее
учетом;
эффективно
действовать в команде;
взаимодействовать
со
структурными
подразделениями
образовательной
организации; ставить перед
собой
задачи
профессионального
и
личностного развития.

подразделениями
образовательной
организации, с которыми входит в
контакт; ставит перед собой задачи
профессионального и личностного
развития.

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».